На потребительский спрос тюменцев в период распространения коронавируса повлиял ряд событий. Это не только обеспокоенность здоровьем, карантинные меры, но и экономический спад, изменение курсов валют, а также информационный фон вокруг инфекции. Такая информация приводится в исследовании Социологического антикризисного центра, начавшего свою работу в апреле 2020 года.
Вырос спрос практически на все продукты, поскольку люди, вынужденно оставшиеся дома, начали больше готовить. Особенно у жителей Тюмени - на базовые продукты длительного хранения. Наблюдался рост продаж товаров по уходу за домом - моющих, чистящих средств. Главным отличием тюменского потребителя стала гречка - продукт, ставший медийным символом дефицита.
Несмотря на то, что первые пики спроса пройдены, пока нельзя сказать, что они были единственными и тренды в моделях потребления сформировались. Распространение заболевания продолжается, пока неизвестно, как долго это продлится, и какое влияние окажет на экономику и покупательскую способность тюменцев.
Предполагается, что часть потребителей купила продукты, которые не испортятся, в ожидании «черного дня». Это пессимистичная стратегия, она свойственна далеко не всем. Спрос выроси за счет других типов потребителей, у которых могли быть разные сценарии похода в магазин.
Кстати, у тюменцев к продуктам длительного хранения в период распространения инфекции добавились специфичные товары – мыло, салфетки, санитайзеры.
Текущий кризис отличается от прежних тем, что он вызван не дефицитом денег, а социальным дистанцированием. Блокирован спрос на все, кроме товаров повседневного спроса и онлайн-сервисов. Однако, помимо краткосрочных эффектов для экономики, это может иметь и досрочные экономические последствия в виде снижения спроса.
На сегодняшний день, по данным опроса, кризис уже затронул более 60% опрошенных, при этом у 45% существенно сократились доходы семьи.