Грядущая реформа местного самоуправления в Тюменской области вызвала разногласия даже в политических кругах, не говоря уже о простом народе. Она гласит, что управлять всей территорией будет глава муниципального округа, а глав и депутатов сельсоветов упразднят. По мнению властей, это сократит время на решение насущных вопросов и покончит с перекладыванием ответственности. Однако местные жители уверены, что «ломать — это не строить». Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Одни шаблоны?
Новой стратегической целью Тюменской области в 2025 году стал переход на одноуровневую систему местного самоуправления. Эта задача прозвучала на расширенном заседании президиума Совета муниципальных образований региона из уст губернатора Александра Моора.
«Преимущества такой системы — экономия бюджетных средств, повышение инвестиционной привлекательности, а главное — более оперативное реагирование на запросы и нужды людей. Самое важное для нас в переходный период, чтобы жители не почувствовали дискомфорта», — отметил глава области в своем телеграм-канале.
![](https://static1-repo.aif.ru/1/0e/2880538/c/6b506cb52859af9d6fd0e729f0e53962.webp)
Таким образом, сельские и городские поселения утратят свой статус. Согласно законодательной инициативе, все они станут округами. Новая модель управления предполагает, что в муниципалитетах организуют территориальные органы с определенными полномочиями. Но как именно они будут работать и в каких населенных пунктах — неизвестно.
Сегодня проблемы местных решают на уровне «разговор по душам» — между жителями и главой сельсовета, который зачастую родился и вырос на этой земле. С переходом на новую систему, оперативно устранить коммунальную аварию, организовать зимнюю уборку дорог или поставить остановку будет не так просто.
![](https://aif-s3.aif.ru/images/040/157/50f86bc34dc5fcc465893e5ecb6ba4cf.webp)
Разбирая сельскую «матрешку», стоит учесть, что в поселениях уже давно сформировалась система «ручного управления». Принцип ее работы особенно виден в чрезвычайных ситуациях.
«Как я уже сказал выше, на местах, где ранее были сельские администрации, оставят своеобразного наместника — начальника территориального отдела администрации округа, но, как мы понимаем уровень авторитета, полномочия, а также финансовые ресурсы будут уже не те, что раньше. В результате появится риск того, что в рамках ЧП местный уровень управляемости будет ослаблен. Были случаи, когда сельские главы лично участвовали в ликвидации ландшафтных пожаров. Сможет ли глава муниципального округа быть таким же оперативным, учитывая, что придется решать куда более широкий круг проблем и на куда более большой территории — неизвестно», говорит Максим Пенизев.
В начале января прошли слушания по вопросу преобразования Тюменского района в единый муниципальный округ с центром в Тюмени. Реформа предполагает включение в округ более 20 сельских поселений, среди которых Андреевское, Богандинское, Винзилинское, Горьковское и другие. Сохранит ли перестройка уровень нынешнего финансирования, чтобы населенные пункты не столкнулись с проблемой неразвитости транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры пока остается загадкой.
«Основная проблема предлагаемой реформы местного самоуправления — это отсутствие какого-либо финансового обоснования и расчетов. Вместе с изменением структуры органов местного самоуправления должны идти поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы, однако этого не происходит, в результате мы не знаем, как именно будет финансироваться местное самоуправление в новой конфигурации», — отмечает Пенизев.
Не достучаться?
Вопреки острой нехватке ресурсов у глав небольших поселений есть главное преимущество — это шаговая доступность. Они всегда рядом с людьми, и знают их нужды. Жительница деревни Якуши Наталья Бровина считает, что новый подход к управлению разорвет единственную нить между народом и властью.
«Мы еще не видели примеры успешной оптимизации. Когда нововведение затронуло нашу деревню, ФАП стал работать отвратительно: с понедельника по субботу он был закрыт, а в воскресенье — выходной. И только сейчас, благодаря жалобам, ситуация более-менее стабилизировалась. Еще один случай с инфраструктурой: когда чисткой дорог занимался крупный подрядчик, на уборку снега уходило 5 дней. Тогда новый глава по просьбе жителей заключил с местными трактористами контракт, как результат — оперативная работа и чистые дороги, — говорит селянка. — Сейчас централизованная система приведет к централизованному бюджету. Соответственно, опять будут большие торги и ведущие предприятия, которые не буду успевать за благоустройством. Финансирование будет по остаточному принципу, боюсь, мы будем часто слышать: „денег нет, но вы держитесь“. Помимо этого, каналов для связи с властью будет все меньше. Сейчас в случае непредвиденной ситуации, я могу написать главе напрямую».
![](https://static1-repo.aif.ru/1/0e/2880543/c/726857cd24056d153004ba710f3bfabc.webp)
Споры о реформе коснулись и сохранения льгот. В условиях преобразования деревня может стать территорией, относящейся к ближайшему городу.
«Кроме того, сегодня в каждом муниципальном образовании есть свои налоги на землю и имущество физических лиц, со своими ставками и налоговыми льготами. Например, в одном сельсовете предоставляют льготы по налогу для погорельцев, а в соседнем уже нет. В одном сельсовете ставка 1% по налогу, а у соседей уже 2%. После укрупнения будут установлены единые ставки налогам и льготы на всей территории, ввиду чего кто-то свои налоговые льготы может потерять. Аналогичным образом будут складываться и отношения в иных сферах, где есть привязка к виду муниципального образования», — дополняет Максим Пенизев.
Однако есть те, кого эта реформа не пугает. Жительница Голышмановского муниципального округа Наталья Минаева считает, что сельская власть «съедает» львиную долю дотаций, лишая тем самым развития местную инфраструктуру.
«В каждом поселении есть различные движения — общественные организации и советы. Даже молодежный парламент, поэтому не стоит бояться, что власть не услышит голос народа. Конечно, у всего есть свои минусы, но конкретно в этой реформе я их не вижу. Хотя бы со стороны финансирования: гранты, субсидии и т.п, которые получают поселения уходят на оплату труда местных депутатов и глав. А зачем? Они не могут решить большинство проблем и откладывают их в долгий ящик», — говорит женщина.
Председатель комитета тюменской областной думы Ирина Соколова уверяет, что принцип единой системы не про хаос и безразличие к жителям отдаленных и малочисленных районов, а про эффективное решения задач в интересах населения.
«В декабре 2024 года в Госдуме возобновили работу над проектом федерального закона о местном самоуправлении, и профильный комитет рассмотрел более 900 поправок, поступивших из регионов. Тогда же, на заседании совета ГД председатель Вячеслав Володин отметил, что законопроект требует дополнительного изучения и проработки с учетом поступивших замечаний и предложений. Рассмотрение законопроекта перенесли на 2025 год, — рассказывает тюменский депутат. — В любом случае с принятием нового федерального закона органам государственной власти и местного самоуправления предстоит слаженная работа, направленная на сохранение социально-экономического развития региона и на благо всех жителей Тюменской области».