Примерное время чтения: 5 минут
1005

«ЮТР 120-й, падаем!» История авиакатастрофы ART 72 под Тюменью

12 лет назад под Тюменью произошла авиакатастрофа, унесшая жизни 33 человек. Вылетевший из областной столицы борт не продержался в воздухе и двух минут из-за халатности одного из членов экипажа. Подробнее в материале tmn.aif.ru. 

Пропал с радаров 

Утром 2 апреля 2012 года в тюменский аэропорт Рощино, в числе прочих пассажиров, прибыли 39 человек - все они собирались вылететь из региональной столицы в Сургут.  

В 07:32 самолет рейса UT120 оторвался от земли и отправился в пункт назначения. Спустя минуту командир воздушного судна включил автопилот и убрал закрылки. В 07:34 борт резко накренился вправо, а автопилот выключился. Угол достиг 35° - пилоты тут же начали пытаться исправить крен.  

Сработала система предупреждения о близости земли: «DON'T SINK - НЕ СНИЖАТЬСЯ». В конце концов пилотам удалось выровнять самолет, но через 14 секунд борт наклонился в другую сторону. Повлиять на сваливание не удалось - самолет начал пикировать со скоростью 20 м/с. Через 13 секунд (07:34:35) борт рухнул на землю в нескольких сотнях метров от взлетно-посадочной полосы. 

Судя по переговорам пилотов из расшифровки черного ящика понятно, что поведение самолета для экипажа стало неожиданностью.  

Второй пилот: Че за отказ-то?  
КВС: Не понял я. 
КВС: ЮТР 120-й, падаем!  
Второй пилот: А…ах! 

Диспетчеры заподозрили неладное, когда экипаж не вышел на связь - связаться с воздушной гаванью пилоты должны были после того, как набрали высоту 200 метров.  

Дороги к месту крушения не было 

Сразу за рейсом UT120 вылетел еще один самолет - его экипаж заметил обломки, горевшие в поле. На место крушения тут же прибыли спасатели.  

Первыми там оказались двое пожарных поселка Горьковка, рядом с которым упал самолет. «ЗИЛу» пришлось пробираться через метровый слой снега - дорог в объезд попросту не было. Позже они вспоминали, что возле самолета якобы было несколько человек без опознавательных знаков, которые скрылись при виде огнеборцев. Кем они были так и осталось загадкой. Подтвердить эту информацию позже также не удалось. 

Спасатели начали тушить и параллельно осматривать обломки самолета. Чутье не подвело - «Есть выжившие!» При падении полные топливные баки не взорвались - в противном случае, вероятнее всего, погибли бы все до единого. Тушить приходилось осторожно - мощный напор воды мог убить покалеченных пассажиров. 

По воспоминаниям пожарных, один из пострадавших самостоятельно выбрался из искореженного салона - мужчина находился в состоянии шока и не понимал, где он находится, лишь жаловался на холод. 

В день крушения в областную больницу №2 поступили 12 человек с серьезными травмами, но спустя 8 дней двое из них скончались. При этом жертв могло быть больше - в роковой день половина мест (29) не была занята. Катастрофа унесла жизни 33 человек, включая четырех членов экипажа.

Лететь было нельзя 

С 4 по 6 апреля властями Тюменской области, ХМАО-Югры и ЯНАО были объявлены днями траура. Вместе с этим шло расследование трагедии.  

В первые дни основной версией эксперты назвали неисправность самолета. Специалисты осматривали каждую деталь и параллельно поднимали информацию о крушениях подобных самолетов. Выяснилось, что к тому моменту 14 ATR 72 потерпели крушение.  

В поисках причины происшествия следствие наткнулось на пугающую закономерность: немалая часть прошлых крушений произошла из-за обледенения. Оказалось, что по той же причине в 1994-м в небе над Индианой рухнул такой же самолет. Еще тогда эксперты отмечали: мировая авиация недооценила влияние появляющегося льда на воздушных судах. 

Силовики провели более 50 экспертиз, опросили 150 свидетелей и 60 потерпевших. Объем уголовного дела составил 138 томов. Окончательный вердикт был оглашен лишь 16 июля 2013 года. Причиной гибели десятков человек стала халатность командира. 

«Непосредственной причиной авиационного происшествия явилось принятие командиром воздушного судна решения на вылет при наличии на поверхности воздушного судна снежно-ледовых отложений, возникших вследствие наземного обледенения во время стоянки в ночь на 2 апреля 2012 года, а также не проведение авиамехаником противообледенительной обработки воздушного судна во время его подготовки к полету и при отсутствии надлежащего контроля со стороны начальника смены», - сказано в отчете Межгосударственного авиационного комитета. 

Следствие предъявило обвинение начальнику дежурной смены ООО «ЮТэйр-Техник» Анатолию Петроченко и авиамеханику авиакомпании Андрею Писареву. Командиру рейса Сергею Анцину обвинения были предъявлены заочно.  

Последнее заседание по этому делу состоялось 30 ноября 2015 года. Суд признал подозреваемых виновными. Петроченко и Писарева приговорили к пяти годам и одному месяцу лишения свободы в колонии-поселении. В отношении командира Анцина дело было прекращено в связи со смертью. 

Через год после трагедии на месте крушения появился обелиск с именами 33 жертв авиакатастрофы.  

Напомним, что последнее крушение ATR 72 произошло в Непале годом ранее. В авиакатастрофе погибли 72 человека.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах