К 2030 году в Тюмени планируют запустить скоростные автобусы по системе Bus Rapid Transit. Об этом сообщили в городской администрации. Что такое BRT и станут ли горожане добирать до точки назначения быстрее, в материале tmn.aif.ru.
Быстро и дешево
Bus Rapid Transit или сокращенно BRT — это система скоростного автобусного транспорта, которая работает, как наземное метро. У неё есть выделенные полосы (а иногда полосы и вовсе отделены от общего потока), современные остановки и умные решения вроде приоритета на светофорах, чтобы автобусы не стояли в пробках. Садятся в автобусы через специальные терминалы, куда вход через турникеты. Это делает поездки быстрее, удобнее и более предсказуемыми: автобусы ходят часто и по четкому расписанию.
«Системы BRT отличаются более высокими эксплуатационными характеристиками по сравнению с обычными маршрутами (скорость, надежность, провозная способность). По некоторым параметрам они сравнимы со скоростным трамваем. При этом это стоит дешевле, чем прокладывать рельсы», — рассказали в городской администрации.
Вариантов развития сети общественного транспорта несколько: экологичные электробусы, строительство метро и Bus Rapid Transit. Электробусы, по заявлениям властей, пока точно ждать не стоит.
«Городской транспорт Тюмени представлен автобусами, работающими на топливе. Закупка электробусов нецелесообразна, поскольку опыт предыдущих лет показал низкую эффективность этого вида транспорта в нашем городе», — объяснили в мэрии.

Метро — давняя мечта тюменцев, которая таковой и останется в силу непригодности болотистой почвы. Городские власти неоднократно высказывались о том, что проект метрополитена в Тюмени не нецелесообразен из-за особенности земли, огромного риска подтопления или обвала. Кроме того, при многомиллиардных вложениях на строительство такой альтернативный вид транспорта может не окупиться или стать убыточным.
Пусть по тюменским улицам трамваи — сложная задача, это подчеркнул известный архитектор и урбанист Александр Антонов в передаче «Диалоги о городе» на Rutube.
Антонов пояснил, что для реализации проекта потребуется изъять либо всю улицу для трамвайного маршрута, либо отвести по две полосы движения. Он добавил, что в центре Тюмени это будет особенно затруднительно. Кроме того, архитектор указал на проблему отсутствия железнодорожного обхода, который мог бы помочь разгрузить городскую транспортную сеть от грузовых составов и обеспечить запуск электричек.
Из машин в автобусы?
Таким образом, система Bus Rapid Transit становится, похоже, оптимальным вариантом. BRT в народе называют «трамваями для бедных» из-за дешевизны в строительстве, эксплуатации и, не уступающим альтернативным видам транспорта, скорости и удобству.
«Метро строить дорого и долго, а трамваи требуют больших вложений и много места для путей. BRT же более универсальная система: она обойдётся дешевле, строится быстрее, и главное, её можно адаптировать под существующую дорожную инфраструктуру», — поясняет урбанист, автор подкаста «Бетонная философия», Алексей Лежнев.
Идея BRT появилась в 1970-х годах. Первый такой проект был реализован в городе Куритиба (Бразилия) под руководством мэра Жайме Лернера. Куритиба столкнулась с быстрым ростом населения и ограниченным бюджетом на транспортную инфраструктуру. Вместо дорогостоящего метро власти решили организовать выделенные полосы для автобусов и улучшить логистику маршрутов.
На сегодняшний день система отлично себя проявила в Лос-Анджелесе, Стокгольме, Страсбурге, Мехико, Джакарте, Гуанчжоу. Суммарно более чем 150 городов мира используют BRT. Общая протяженность маршрутов по всему миру — 6000 км, а ежедневно такими автобусами пользуются 31 миллион человек. Тюмень станет первым городом в России, использующим этот опыт.
Из минусов Алексей Лежнев выделяет меньшую пропускную способность, чем у метро и зависимость от дорожного трафика. Если полосы плохо отделены, автобусы всё равно попадают в пробки. Кроме того, даже с отдельными полосами они не смогут ходить каждые пять минут, иначе на выделенных полосах будут пробки из автобусов.
«Большее количество выделенных полос может забрать часть дорожного пространства, по первости это вызовет недовольство водителей. Но если система действительно будет грамотно организована, люди будут отказываться от машин в час пик, что освободит дороги, — считает Алексей. — Необходимо будет продумать маршруты, чтобы они действительно разгрузили город, иначе весь смысл теряется. На данном этапе Тюмень ещё довольно сильно зависит от личного транспорта, и люди могут не сразу пересесть на автобусы, даже если они станут быстрее и комфортнее».
Будут ли для запуска BRT расширять улицы, и какая сумма заложена в бюджет реализации плана, пока не озвучено. По мнению урбаниста, по соотношению затрат и рентабельности, система скоростных автобусов для Тюмени действительно удачный вариант. Как это будет выглядеть в реальности, увидим через несколько лет.