Самая протяженная автодорога региона Тюмень-Ханты-Мансийск — единственная транспортная артерия, соединяющая область с Югрой. В народе она пользуется дурной славой из-за высокой смертности. Каждый год трасса уносит сотни жизней и ломает столько же судеб. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Судьбе на встречку
Молва о страшной дороге на Север появилась не на пустом месте. Многие годы здесь случаются страшные ДТП. А в 2023 году ее признали самой аварийной трассой в регионе. За минувший год здесь произошло 174 дорожных происшествий, в которых погибло 55 человек и еще 252 пострадало. Об этом сообщил глава местной Госавтоинспекции Андрей Миллер.
Из-за дурной славы трассу Тюмень-Ханты-Мансийск прозвали «трассой смерти». Обочина шоссе усыпана десятками кенотафов — символических надгробий без захоронений — и венков. На этой дороге люди разбивались насмерть, сгорали заживо, умирали целыми семьями, находясь в плену искореженного металла.
Так, 16 августа 2024 года на этой дороге погибла многодетная семья из Тобольска. В сумерках на 241-ом километре автодороги столкнулись «Инфинити» и грузовик «Вольво» с полуприцепом.
В «японце» были мужчина с женой и пятью детьми, они возвращались домой, в Тобольск. По одной из версии, водитель «Инфинити» не справился с управлением и выехал на встречку, где на большой скорости влетел в большегруз. От удара легковушку разорвало пополам. Супруги погибли на месте, скончались и три дочери. Двоих сыновей экстренно госпитализировали. Из больницы их забрали родственники.
Еще одна трагедия на этой автодороге в 2023 году унесла жизни четырех человек, трое из которых были дети. Дедушка вместе со своими внуками приехал в Тюменскую область из соседнего региона, чтобы порыбачить и искупаться в наших водоемах. Но домой они так и не вернулись — июньским вечером водитель «Киа Соренто» на большой скорости влетел в припаркованную фуру. При столкновении верхнюю часть автомобиля срезало прицепом. 17-летняя девушка, два подростка 12, 13 лет и 63-летний мужчина скончались на месте.
Холодной и заснеженной зимой 2016 года «трасса смерти» полностью оправдала свое название. На 926-м километре дороги тягач «Вольво» столкнулся с автобусом, на котором из Ханты-Мансийска в Нефтеюганск возвращались воспитанники спортивной школы «Сибиряк». После соприкосновения бортов машин гусеничный вездеход слетел с трала и протаранил боковую часть автобуса, вместе с находившимися внутри людьми. В результате аварии транспорт разорвало на куски.
Десять пассажиров, восемь из которых дети, погибли на месте. Один ребенок скончался по дороге в медучреждение. Еще один— умер в реанимации. Многим, кто смог выжить в тот вечер, позже пришлось пройти сложнейшую реабилитацию.
После этой аварии жители двух регионов потребовали от властей навести порядок — расширить полосы, поставить больше разделительных отбойников, а также регулярный патруль на потенциально опасных участках автодороги Тюмень-Ханты-Мансийск, особенно в условиях непогоды.
Вопрос расширения трассы периодически поднимается автомобилистами до сих пор, на недавней пресс-конференции губернатора Тюменской области жители региона снова затронули вопрос о безопасности трассы. Тогда Александр Моор отметил, что к концу 2027 года дорогу сделают четырехполосной и добавят разделители. Но пока только до Тобольска. Реконструкция обойдется региону в 11,5 млрд рублей.
Построенная на костях?
Дурной славе трассы в Югре есть свое объяснение. Тюменка Оксана Лищенко, которая долгое время прожила на севере, рассказала корреспонденту tmn.aif.ru, что у этой дороги есть легенда, объясняющая большое количество ДТП.
«Когда люди стали осваивать здешние земли, искать нефть, прокладывать дороги, столкнулись с негодованием коренных малочисленных народов севера. Оказалось, трассу решили проложить через священные для них места — старые захоронения местных хантов. Для них кладбище — это не просто место упокоения бренных тел, а дань уважения прошлому. Представители малочисленных народов просили власти перенести строительство, но так как кругом были одни болота, им отказали. Когда священное место сровняли с землей, духи, по словам хантов, разгневались. Так, дорога стало проклятой, — рассказывает Оксана Лищенко. — Мой отец как-то ехал по этой трассе зимой, стоял жуткий туман — вдоль шоссе он увидел холмы, очень похожие на захоронения. Это до жути его испугало. Его коллеги — дальнобойщики рассказывали, что им тоже приходилось видеть пугающие вещи, например, призрачные фигуры. Один из хантов как-то сказал моим родителям, что множественные аварии — это знак того, что сама земля сопротивляется кощунству на могилах предков».
Однако для большинства жителей региона частые аварии на федеральной дороге — это следствие ее низкого качества, высокого трафика и вереницы грузовиков. По словам губернатора, на «трассу смерти» приходится большая часть всех грузоперевозок региона.
Как уточняет пресс-служба региональной Госавтоинспекции, основными причинами ДТП на федеральных дорогах являются превышение допустимой скорости, выезд на встречную полосу, а также нарушение дистанции.
С начала 2024 года на трассе Тюмень-Ханты-Мансийск произошло 117 аварий с 28 погибшими и 201 ранеными.