Здоровой человек не задумывается о том, какую роль играет внимание. Для него это что-то само собой разумеющееся. Проблемы начинаются, когда внимание начинает подводить.
Базовая функция
В областном лечебно-реабилитационном центре «Градостроитель» со всеми пациентами работает психолог. В зависимости от диагноза специалист подбирает каждому терапию, а для людей с дефицитом внимания у нее есть особая методика – авторская.
– Эта методика, в первую очередь, разработана для пациентов, у которых выявлен дефицит внимания. Он бывает произвольный и непроизвольный. Дефицит произвольного внимания случается при повреждении головного мозга: при инсультах, травмах и так далее, – рассказывает клинический психолог Анжелика Хорошман. – Таким пациентам сложно долго удерживать внимание на определенной задаче, что приводит к тому, что он просто не может ее решить, потому что быстро утомляется, устает.
Внимание – важная базовая функция психического процесса, без нее невозможна ни нормальная работа памяти, ни мышления, ни воображения, ни речи. Есть много методик по коррекции функции внимания, но Анжелика решила разработать компьютерную программу, которая поможет больным.
– Многие существующие методики – письменные, вербальные. Но часто у наших пациентов страдает речь, не всегда у них есть возможность сказать, написать. Нужно было сделать что-то такое, что потребовало бы минимальных усилий со стороны пациентов, – говорит Анжелика.
Авторская разработка специалиста «Градостроителя» проста: пациенту нужно сесть перед компьютером и нажимать всего на две кнопки на клавиатуре, в зависимости от задачи. На экране ему подаются стимулы, не требующие большой интеллектуальной работы. В два ряда появляются шесть геометрических фигур, пациенту нужно найти среди них определенную.
– Например, синий треугольник. Я даю задание найти либо слева, либо справа эту фигуру и нажимать при этом соответствующую кнопку на клавиатуре. Сложность в том, что предъявляется фигура только на 2,5 секунды, а их много, они идут друг за другом. И так 10 минут. Пациент должен запомнить фигуру и найти ее среди визуального шума: других фигур, таких же, но другого цвета, – объясняет Анжелика.
Программа позволяет скорректировать не только внимание, но и функцию восприятия пространства. Например, пациент допускает ошибки в задании на правой стороне экрана, а слева выполняет все хорошо. Вероятно, он плохо видит и плохо воспринимает, психолог понимает, что над этим тоже нужно поработать.
Сила воли
Со стороны кажется, что ничего сложного в этом нет: находи правильную фигуру и жми нужную кнопку, в зависимости от того, на правой стороне экрана она появилась или на левой. Но когда это нужно делать на скорость, задача усложняется, а для людей с дефицитом внимания – в разы.
– А еще после каждой пройденной пробы задача усложняется. Следующий уровень сложнее предыдущего. Всего у меня пять проб или уровней по две минуты, – говорит Анжелика.
Так, на второй пробе вместе с новой фигурой предлагается та, что была на прошлом уровне. Дело в том, что мозг пациента запомнил ее, нужно приложить усилия, чтобы не выбрать синий треугольник, а найти красный круг.
– В этом случае задействован не просто механизм произвольного внимания, а подключаются регуляторные механизмы, то есть ему нужно игнорировать прошлый стимул, вспомнить, что сейчас он решает другую задачу. На этом этапе результаты пациентов, как правило, начинают ухудшаться, – поясняет психолог.
После десяти таких занятий Анжелика формирует график с результатами тестирования, где в динамике видно количество ошибок справа и слева, общее количество ошибок в каждой пробе.
Мозг усиленно работает
Методика разрабатывалась как диагностический инструмент. Но постепенно стала использоваться как коррекционный. Во время тренировки у пациентов улучшается произвольное внимание. И если на первом занятии он выдерживал пять минут работы, то к концу курса его внимания и концентрации хватает, чтобы выполнить все пять проб.
– С каждым занятием количество правильных ответов увеличивается, доходит даже до ста процентов, что, конечно, можно считать большим успехом. Получается, пациенты учатся внимательности, могут ее натренировать, – говорит Анжелика. – Причем не выучить, не вызубрить, а именно улучшить внимание. Ведь ряды с фигурами всегда будут разные, сколько бы раз человек не проходил тестирование, ни разу ряд фигур не повторится. Поэтому просто запомнить, а потом автоматически нажать нужную клавишу, чтобы перехитрить программу, не получится.
Как отмечает Анжелика, при тестировании мозг усиленно работает, поэтому пациентам между «подходами» предлагают передышку и переключение внимания на другую деятельность, например, сходить на занятие к логопеду, поработать с инструктором ЛФК. Такой комплексный подход дает хороший результат.
После выписки пациенты получают рекомендации, в том числе по тренировке памяти. Правда, здесь многое зависит от диагноза и готовности родственников помочь близкому восстановиться. По словам психолога, она может обучить родных простым методикам для занятий дома. Но близкому человеку не просто нужно будет «делать уроки» с больным, а еще направлять его, напоминать, подталкивать к занятиям. Из-за нарушения произвольного внимания снижаются еще и волевые процессы и человеку сложно заставить себя что-то делать.
А тем, кто не страдает от нарушений мозга, но хочет «прокачать» свое произвольное внимание, специалист советует разгадывать кроссворды, учить стихи и заниматься медитацией. По словам психолога, многие современные исследования показывают, что медитация улучшает произвольное внимание.
Познакомиться с другими разработками тюменских врачей, вы можете на странице проекта «Ноу-хау для здоровья», который реализуется при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).
ТОЧНЕЕ
Традиционно выделяют два основных вида внимания: внимание, вызываемое объектом (непроизвольное), и внимание, поддерживаемое усилиями субъекта (произвольное). Также принято выделять послепроизвольное внимание.
Основой при разграничении произвольного и непроизвольного внимания является отношение к целям и намерениям субъекта. Непроизвольное внимание – это внимание, вызываемое внешними причинами, без усилия, без наличия поставленной цели. Непроизвольное внимание называют также пассивным, эмоциональным.
Выделяются разновидности непроизвольного внимания: вынужденное, невольное и привычное.
Вынужденное внимание называют врожденным или инстинктивным. Оно возникает, когда имеет место раздражители, имеющие большую интенсивность раздражения, характеризующиеся новизной, динамичностью, оригинальностью. Вызывает внимание также начало и прекращение действия раздражителя.
При перегрузках в пределе вынужденного внимания наступает состояние пассивной абсорбции, при которой субъект полностью сливается с объектом мысли или восприятия, как бы растворяется в нем. Эту форму внимания можно считать первичной или низшей (например, проголодавшийся младенец сосет грудь матери, человек длительное время смотрит на тлеющие угли).