Любовь Гараз - педагог с 28-летним стажем. Она выпустила больше двух тысяч учеников, правда, им правила русского языка объясняла традиционно, по учебникам. К современным школьникам у учителя свой подход - через соцсети «Тикток» и «Инстаграм».
В образе
«Эй, you, не пиши букву «Ю», а пиши букву «И» - по прибытии», - читает рэп о правилах написания предлогов учитель русского языка Любовь Гараз. Это видео в тиктоке посмотрели 1,7 млн человек. Многие ролики набирают свыше 300 тысяч просмотров, а клип о правописании «не» с причастиями, оценили почти 600 тысяч человек. В нем женщина уже в другом образе - самурая.
С помощью запоминающихся стихотворных строк и веселых образов Любовь Гараз пытается привить школьникам, студентам и даже их родителям любовь к русскому языку. Идея подавать материал таким способом пришла моментально.
«Я увидела интервью Юрия Спивака с учителем математики Николаем Миловановым, который в свои 69 лет в тиктоке, и я поняла, что это очень опытный и грамотный педагог, у него есть свои приемы объяснения. И это работает. Но у меня-то их тоже много! И есть моменты, которые приходится объяснять не по разу. Решила записать и выложить в Сеть», - вспоминает тюменка.
И идея, что называется, зашла. Тысячи положительных комментариев и сотни просьб объяснить то, что сложно не только для запоминания, но и для понимания, дали силы и мотивацию работать в этом направлении. Только вот Любовь - отнюдь не продвинутый юзер, и осваивать соцсети ей было сложно. На помощь пришли самые близкие.
«Мне помогли сын Иван и его девушка Алина. Самоизоляция буквально заставила шагнуть в виртуальную реальность. И тогда-то я с удивлением узнала, что я блогер», - с улыбкой вспоминает филолог.
Никому не говори!
Ролики придумывают всей командой, Алина когда-то работала в школе педагогом-организатором, а Иван занимался в драмкружке, участвовал в «Студенческой весне». Молодежь предлагает новые образы, а главная героиня подбирает материал и сочиняет стихи. Помогает и младший сын Митя, который стал специалистом по музыке. А сначала он даже просил маму никому не рассказывать о ее новом увлечении. Но его одноклассники, отлично умеющие серфить в Интернете, моментально нашли ролики о правилах русского языка. «Теперь он гордится, что мама продвинутая», - говорит Любовь Гараз.
Кстати, Митя еще и переводит маме слова и фразы из молодежного сленга. «В комментарии пишут «кринж». А что это? Похвалили или отругали? - задается вопросом учитель. - Вот и спрашиваем у «младшего научного сотрудника».
Больше всего видео сняли в апреле, когда ребята ушли на самоизоляцию, появилось свободное время.
«Я чувствую себя перед камерой, как у доски перед классом. Всегда старалась интересно и доходчиво объяснить ребятам материал, чтобы они полюбили русский язык и литературу так же, как и я. Будут любить предмет - будут учить его, сами докапываться до глубин. Это дорогого стоит», - делится учитель.
Просто о сложном
Бывший учитель из опыта знает, что самое сложное для запоминания детям - это правописание предлогов, НЕ с различными частями речи и, конечно, ЕГЭ и ОГЭ. Поэтому и ролики появляются на эти темы.
«К некоторым правилам надо еще психологически быть готовым, - говорит Любовь. - Зачастую бывает так, что, узнав о предлогах «по приездЕ», «по прилетЕ», ученик восклицает: «Не может быть!» Он внутренне бунтует и, как следствие, не видит ошибочного написания в 8 задании ЕГЭ. Приходится убеждать».
И убеждение рэпом, стихами и сменой образов работает.
«После просмотра роликов процесс значительно ускоряется, ребята легко начинают применять эти правила. Срабатывает ассоциативная память. Все правила так не расскажешь, но самые сложные моменты - можно. Польза очевидна. Многие пишут об этом в комментариях», - делится лингвист.
Но комментарии - просто слова. А вот экзамены на «хорошо» и «отлично» - это уже показатель.
«В прошлом учебном году более 70% моих учеников набрали за ЕГЭ выше 80 баллов. И средний балл был бы еще выше, но есть школьники, которые пришли в декабре-феврале с 28-34 баллами за пробник и мечтали хотя бы перейти порог госэкзамена, а сдали на 65-70 баллов. И я рада, что тоже им помогла. Они были такие счастливые и благодарные!» - говорит учитель.
Энергии Любови Гараз хватает и на ведение соцсетей, и на летние лагеря для подростков, и на воспитание сыновей, и на то, чтобы мотивировать юных тюменцев учить русский язык. А в планах - завести страничку, посвященную литературе, ведь там тоже «много чего хочется сказать ребятам».
Кстати
Учительский рэп в тиктоке заметил юморист Гарик Харламов. Он разместил у себя на странице в «Инстаграм» один из роликов и подписал: «Учим йоу». Его подписчики признались, что это отличный способ донести информацию до современных школьников. А учителя со всей России пообещали взять идею «на вооружение».