Примерное время чтения: 10 минут
499

Подобрать «ключик» к каждому. Учитель истории – о нелюбви детей к школе

Начало учебного года как праздник воспринимается в основном первоклассниками.
Начало учебного года как праздник воспринимается в основном первоклассниками. pixabay.com

Начало учебного года как праздник воспринимается в основном первоклассниками. Для тех, кто уже распознал вкус гранита науки школа скорее обязанность, с которой нужно смириться. Можно ли привить любовь к учебе и какова в этом роль педагога, мы узнали у почетного работника воспитания и просвещения РФ, учителя истории гимназии № 16 Анны Васильевой.

К каждому свой ключик

Анна Смирнова, «АиФ-Тюмень»: Анна Сергеевна, вы согласны с тем, что детей сегодня ничем не заинтересовать, что они ничего не хотят?

Анна Васильева: Сегодня информационное пространство очень насыщенное, что, с одной стороны, не очень хорошо, но с другой - открывает доступ к механизмам, которые могут заинтересовать ребят в учебе. Ведь прежде всего они - дети, желающие узнать много нового. Если в начале урока задать им интересный вопрос или показать фрагмент фильма, выстроить с ними диалог, то это всегда увлекает. Детей можно мотивировать, они готовы что-то делать, открывать, исследовать, я не соглашусь с тем, что сегодняшним школьникам ничего не интересно и все лень. Они не апатичны, это точно! Главное - подобрать ключ к каждому.

Если в начале урока задать им интересный вопрос или показать фрагмент фильма, выстроить с ними диалог, то это всегда увлекает.
Если в начале урока задать им интересный вопрос или показать фрагмент фильма, выстроить с ними диалог, то это всегда увлекает. Фото: pixabay.com

- У вас этот ключ какой?

- Все зависит от детей и уровня их подготовки. Одно дело - урок в 5-6 классе, другое - в 10-11. В пятом классе говорю: давайте посмотрим на то, как жил древний человек, как он добывал огонь. У ребят сразу возникает любопытство - а как они это делали. В старших классах темы более глубокие, с ними диалог выстраиваем как со взрослыми людьми. Например, урок на тему восстановления страны после Великой Отечественной войны я начала с вопроса о том, какие ресурсы в то время потребовались СССР. Здесь уже другая мотивация, более осмысленная. Когда ученики берут исторический документ, например, карточку с ценой на хлеб, то воспринимают все иначе, чем просто после прочтения параграфа в учебнике. Учителю нужно отыскать подход, а не монотонно зачитывать лекцию. Дети должны быть вовлечены в урок. Роль педагога меняется, он уже не просто лектор, он - консультант, помогающий  открывать что-то новое, изучать, исследовать. Ученики должны уметь самостоятельно находить информацию, материал, осмысливать его.

- Есть мнение, что учителя, предлагая ученикам самостоятельно находить информацию, переложили свою работу на детей и родителей, вы с этим согласны?

- Это не совсем корректное понимание родителями педагогической задачи. Мы не отправляем детей в открытое поле за информацией, мы подбираем к уроку материал, учебную задачу, даем ребенку возможность выбора в плане способа и механизмов обучения. Кому-то интересно читать исторический документ, кто-то будет работать с картой, кто-то изучать литературу или смотреть документальный фильм - это тоже вариант познания. После можно устроить обсуждение, обмен мнениями. Никто ни на кого не перекладывает ответственность. Учитель свою главную задачу - наполнить ребенка знаниями - выполнял и будет выполнять.

Если в советской школе главным были только знания, то сейчас стандарты ФГОС предъявляют совсем другие требования к ученику

- Говорят, советская школа была лучшей, а сейчас много претензий к системе образования.

- Не совсем верное утверждение. В то время советская школа, действительно, была лучшей, но сейчас поменялось само общество. Если в советской школе главным были только знания, то сейчас стандарты ФГОС предъявляют совсем другие требования к ученику. Это не только знания, а еще практические навыки, умение разрешать ситуации, строить проекты, представлять их. Некоторым родителям сложно принять и осознать эти изменения, но стоит помнить, что школа не стала хуже, она просто другая.

- Как вы оцениваете новые учебники и программы по своим предметам?

- Наверно, любой педагог скажет, что идеального учебника, который бы устроил и учителей, и детей, и родителей, нет. И не будет никогда. Учебники, по которым работают образовательные учреждения, проходят огромное количество экспертиз: научную, общественную, педагогическую. Выслушивается мнение всех сторон. Те учебники, по которым мы работаем, меня устраивают. У них есть свои плюсы и минусы, но это только один из инструментов, которым пользуется педагог. Учитель видит, что можно дополнить, исправить и вправе отступить от учебника. Если чего-то, на мой взгляд, не хватает, я добавляю или, наоборот, какую-то тему мы проходим обзорно. Все зависит от педагога, он - ключевая фигура.

Помощник ученика

- Как вы считаете, чего не хватает современной школе?

- Я бы дала больше свободы в выборе предметов. У нас есть индивидуальный учебный план, но он на 10-11 классы. И есть стандартный план с 5 по 9 класс. Однако все ученики разные, кого-то увлекает один предмет, кого-то другой. И было бы здорово, если бы право выбирать было не только в старших классах, но и в средней школе. Еще было бы здорово, если бы у детей появился «помощник ученика» - тьютор, но работающий не только с ребятами с особенностями здоровья, а и со здоровыми. Не секрет, что учителя очень перегружены и порой времени на полноценное общение с детьми не хватает. Сопровождающий педагог был бы человеком, который всегда рядом с учениками, в постоянном контакте, к нему ученики могли бы обратиться с любыми вопросами и проблемами.

- Когда ребенок плохо учится, часто винят педагогов. Мол, они не способны донести знания, заинтересовать. Вы согласны с этим?

- Когда ребенок плохо учится, на то всегда есть причина: внутренние проблемы, неприятности в семье, особенности здоровья. Первое, с чего нужно начать – понять, в чем дело, может, ему сложно дается предмет,  тогда это просто пробел, который легко устранить, дополнительно поработав с ребенком.  Если проблема не в знаниях, нужно подключать семью, возможно, психолога и выяснить причины, мешающие ученику справляться с учебой.

- Что делать, если ребенок ненавидит школу?

- Это очень сложная ситуация. Когда дети только идут в школу, у них достаточно положительное отношение к учебе. Потом что-то ломается, происходит щелчок и вырабатывается негативное отношение к школе. Здесь педагогу нужно видеть и понимать, что происходит, что меняется в ребенке. Возможно, он просто не готов работать в коллективе, принимать правила.

В основном у детей негативное отношение к школе складывается, когда он в ней не успешен. В любой деятельности, будь то школа или секция, необходимо видеть результат. И очень важно, замечает ли учитель даже маленькие победы ребенка, умеет ли он подмечать их, похвалить перед всем классом.

На пульсе событий

- Что самый главный раздражитель для учителя?

- Когда нет чувства удовлетворения от своего труда, когда ты вкладываешь в детей предметно, эмоционально, хочешь, чтобы они получили знания, а желаемого результата нет. Когда вижу, что для ребенка урок просто прошел, он не получил от ничего, когда у меня или у него что-то не получилось. Это расстраивает больше всего и служит сигналом к тому, что нужно над чем-то поработать. А невыполненное домашнее задание или двойка на уроке - это не раздражитель, а мелкие неприятности.

Важно, замечает ли учитель даже маленькие победы ребенка, отмечает педагог.
Важно, замечает ли учитель даже маленькие победы ребенка, отмечает педагог. Фото: АиФ/ Алексей Витвицкий

- А родители, пишущие поздно вечером сообщения?

- Педагог и родители - взрослые люди, которые могут обговорить время, когда нужно обращаться, выстроить свои взаимоотношения. Это решаемый вопрос, нужно только уметь слышать друг друга.

- Отслеживаете ли современную историю, обсуждаете со своими учениками?

- Конечно, я, как педагог не только истории, но и обществознания, должна быть в курсе того, что происходит, находиться в контексте информационной повестки, того, что происходит в мире. Дети тоже смотрят новости, отслеживают в соцсетях, видят обсуждения. Естественно, я не могу обходить стороной какие-то события. Они задают вопросы - я должна дать ответ. Мои ученики умные, они прекрасно понимают, что одно дело - моя личная точка зрения, другое - общественный факт. Я им сразу перевожу событие сегодняшних дней в русло учебного предмета и предлагаю посмотреть на происходящее с точки зрения истории, определить, какому процессу соответствует ситуация. Это вполне нормально, что мы с ними обсуждаем события, происходящие в стране и мире, ведь от кого, если не от родителей и педагогов, они могут получить информацию, оценку происходящему.

- Какую историческую эпоху вы сами любите больше всего и почему?

- Я люблю историю Русского государства 15 века. Мой фаворит - первый царь и государь всея Руси Иван III. Великий завершитель, объединитель русских земель. Это человек, который понимал задачи не только на уровне отдельного княжества или земли, но и в рамках государства. Он решал много задач в плане объединения земель, единого законодательства.

Справка

На начало учебного 2021-2022 учебного года в образовательных учреждениях Тюменской области трудятся более 22 тысяч педагогических работников, из них более 11 тысяч учителей, сообщили в департаменте образования и науки Тюменской области.

Возникающие вакансии в течение учебного года закрываются в штатном режиме. В летний период (подготовительный к открытию школ) больше всего востребованы учителя английского языка, математики и начальных классов.

В рамках мероприятий по обобщению педагогического опыта выявляются эффективные технологии и методики, используемые учителями региона. Это технологии сотрудничества, здоровьесберегающие, личностно ориентированные, игровые методы обучения, работа с историческими источниками, в том числе в цифровой среде (Президентская библиотека, ресурсы Исторического парка), авторские технологии тьюторского сопровождения ученика, технология проектного обучения.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах