В некоторых тюменских школах детей учат по сингапурской системе. Родители относятся к эксперименту скептически. Зачем нужны заморские образовательные технологии?
Необычный вид
Начнем с того, что уроки по-сингапурски - это вовсе не обязательное требование для школ. Это скорее рекомендации: как современно и интересно подавать информацию детям. «Не всем учителям нравится эта система, потому что в нее нужно вкладывать усилия, - говорят в департаменте образования Тюменской области, - раньше можно было спросить одного-двух ребят за урок, а сейчас нужно, чтобы каждый ребенок был задействован. Мы, со своей стороны, стараемся проводить семинары и обучение для учителей, чтобы им было интересно и понятно проводить уроки в таком формате». Кстати, всего прошли обучение у специалистов из Сингапура 80 тюменских учителей и руководителей школ.
У учителей, которые побывали на семинарах и демонстрационных уроках, сингапурская система и вправду вызвала смешанные чувства. Сама форма инновационного урока выглядит своеобразно. Он состоит из так называемых структур, или приемов, кому как удобнее. Например, прием «хай файв» («дай пять!» - в переводе с английского). Учитель поднимает руку и говорит, обращаясь к классу: «Хай файв!». Ребята в ответ должны тоже поднять руку и посмотреть на него. Этот прием, как объясняется, учит сконцентрировать внимание на учителе и приготовиться к следующему этапу работы.
На уроке дети работают в мини-группах, а учитель постоянно меняет форму задания: ребята делают и письменные упражнения, и устные, работают то по одному, то в паре, а группы постоянно перемешиваются. Все это весьма не похоже на типичный школьный урок, состоящий из проверки домашнего задания и начитывания новой темы.
Декорации мешают?
«Первое впечатление было таково, что все это не более чем очередной бесполезный проект от тюменских департаментов под видом инноваций, - говорит Петр Архипов, учитель истории одной из тюменских гимназий, - однако, с течением времени, выяснилось, что сингапурская система - это мощная, в каком-то смысле тоталитарная, а значит, крайне эффективная методика проведения групповой работы. Степень продуманности конкретных приемов и вправду на высоком уровне. В практическом своем воплощении, без странных декораций, сингапурская система очень хороша как педагогический инструмент. Но чтобы работать по ней, учителю приходится готовиться очень серьезно к каждому уроку, готовить кучу раздаточного материала, иллюстраций».
Получается, все зависит от учителей. Либо они будут из-под палки, механически вставлять сингапурские приемы в уроки - «чтобы были», либо попытаются взять из нее самые полезные наработки.