Примерное время чтения: 6 минут
317

Каждый спектакль – это риск. Худрук Донецкого театра о работе в зоне СВО

№ 11. "Аргументы и Факты" в Западной Сибири 15/03/2023
Владислав Слухаенко на интервью перед премьерой в Тюмени.
Владислав Слухаенко на интервью перед премьерой в Тюмени. / Иван Горбунов / АиФ

Донецкий республиканский академический молодежный театр начал «Большие гастроли». В рамках проекта труппа объедет девять российских городов с тремя постановками и завершит тур в Москве. Выступления стартовали в Тюмени на сцене Молодежного театра «Ангажемент» им. В. С. Загоруйко. Перед спектаклями директор и художественный руководитель театра Владислав Слухаенко встретился с тюменскими журналистами и рассказал о своем театре и работе в условиях спецоперации.

Часть актеров уехала

Владислав Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о тех постановках, которые увидит российский зритель.

– Все спектакли, которые мы будем показывать в гастрольном туре – это одни из лучших постановок театра, которые уже успела оценить публика в разных городах. Мы выбирали не только по качеству, но и по тому, чтобы можно было приспособиться к разным площадкам в гастрольных условиях. Всего получилось три спектакля на каждый город.

Среди них «Левша» по книге Лескова, который не утратил своей актуальности. Спектакль по современной пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». И третий адресован детской аудитории – «У ковчега в восемь».

Постановки достаточно свежие. Единственный спектакль «У ковчега в восемь» был восстановлен в прошлом году, так как часть задействованных актеров с началом спецоперации уехала.

 Театру уже более 50 лет, у вас были русская и украинская труппы, а как сейчас?

 – Театр создавался еще в 1960-е гг. В то время существовала и русская, и украинская труппа. Но в 1970-х гг. было принято решение развести труппы по разным театрам. Русская труппа на своей базе создала Донецкий областной русский театр юного зрителя. В его состав вошли и студенты харьковских и киевских театральных вузов. Театр сразу же получил хороший старт, и мы по-прежнему продолжаем традиции русской классической театральной школы.

К слову, в нашей труппе до сих пор продолжает работать и заслуженные артисты Украины. Что касается статуса, то академическим театр стал в 2012 году. В 2021 году решили переименовать театр юного зрителя в молодежный. Да, сейчас есть проблема с кадрами из-за спецоперации, однако есть заявки из других регионов России, как от опытных актеров, так и от вчерашних выпускников. Не может не радовать, что сейчас в театре достаточно много талантливой молодежи.

– Скажите, а было ли у вас в планах расширить репертуар спектаклями современной военной тематики?

– Когда у нас была затяжная фаза в 8 лет мы вязли в работу материал, посвященный военным действиям. В итоге у нас родился спектакль по поэме донецкой поэтессы Анны Ревякиной, которая сейчас очень популярна. Мы выбрали ее произведение потому, что там ярко был представлен портрет человека, эмоционально переживающего все современные события.

Премьера должна была состояться в начале марта прошлого года. Но началась специальная военная операция, и мы решили отложить работу над этой постановкой. Однако после «Больших гастролей» все же вернемся к этому материалу.

– Приезжают ли к вам в республику за материалом по свежим событиям?

– К нам приезжает очень много съемочных групп из России, снимают документальное кино, художественные фильмы. У многих сценарии включают свежие события. Думаю, не секрет, что из нашего театра задействованы актеры в картине «Охота на вампира». Это название оружия чешского производства. Оно обстреливало, в частности, больницу им. Калинина в Донецке. По этим документальным событиям был написан сценарий и взят эпизод конкретных военных действий.

Культурный голод

– Известно, что ваш театр работал и в госпиталях. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опыте.

– Мы с театром выезжали в госпитали, хотя есть постановление от Минкульта о запрете массовых мероприятий во избежание возможных обстрелов. Но это нас не останавливает, поскольку мы ищем другие формы работы. К примеру, у нас работают концертные бригады по больницам и госпиталям. На выступления приходят и пациенты, и персонал. По ощущениям, последним гораздо нужнее такие выступления для получения эмоциональной поддержки.

У нас также есть бесплатная программа «Культура для школьников». Мы выезжаем к детям в регионы, где более-менее безопасно. Выступаем иногда в школах и музеях небольших поселков, куда мы раньше не приезжали.

– С какими сложностями сталкивается ваш театр?

– Сложности всегда есть. Допустим, к нам приезжал Ярославский театр с премьерой. В составе труппы был и известный актер Сергей Пускепалис. Мы провели творческую встречу,  речь зашла и о запуске совместных проектов.  Но возникли проблемы, связанные с началом СВО, санкциями, авторскими правами. Либо российские авторы дают нам бесплатно свои постановки, либо от них идет запрет без объяснений. Думаю, люди боятся ассоциаций со словом «донецкий» в плане попаданий под санкции на недвижимость и так далее.

Фото: АиФ/ Иван Горбунов

– Чувствуете ли вы, что за последнее время отношение к театрам у зрителей изменилось?

– Сейчас в театры народ тянется. Правда, это больше приобретает централизованный характер. Под эгидой Министерства обороны проводились новогодние мероприятия с участием театральных коллективов. Определялись регионы для выездов с военным сопровождением. Программа концертов, скажем так, была куцей, но хотя бы так порадовали зрителей. 

Несмотря на то, что сейчас есть большая ответственность за жизни зрителей и каждый спектакль – это риск, люди испытывают культурный голод, постоянно спрашивают нас в соцсетях, когда мы уже будем ездить с гастролями по республике. Однако мы понимаем, что надо учитывать все нюансы, ведь сейчас, мне кажется, что безопасных зон в ДНР уже не осталось. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах