Донецкий республиканский академический молодежный театр начал «Большие гастроли».
Часть актеров уехала
– Владислав Алексеевич, расскажите, пожалуйста, о тех постановках, которые увидит российский зритель.
– Все спектакли, которые мы будем показывать в гастрольном туре – это одни из лучших постановок театра, которые уже успела оценить публика в разных городах. Мы выбирали не только по качеству, но и по тому, чтобы можно было приспособиться к разным площадкам в гастрольных условиях. Всего получилось три спектакля на каждый город.
Среди них «Левша» по книге Лескова, который не утратил своей актуальности. Спектакль по современной пьесе Дмитрия Данилова «Человек из Подольска». И третий адресован детской аудитории – «У ковчега в восемь».
Постановки достаточно свежие. Единственный спектакль «У ковчега в восемь» был восстановлен в прошлом году, так как часть задействованных актеров с началом спецоперации уехала.
– Театру уже более 50 лет, у вас были русская и украинская труппы, а как сейчас?
– Театр создавался еще в 1960-е гг. В то время существовала и русская, и украинская труппа. Но в 1970-х гг. было принято решение развести труппы по разным театрам. Русская труппа на своей базе создала Донецкий областной русский театр юного зрителя. В его состав вошли и студенты харьковских и киевских театральных вузов. Театр сразу же получил хороший старт, и мы по-прежнему продолжаем традиции русской классической театральной школы.
К слову, в нашей труппе до сих пор продолжает работать и заслуженные артисты Украины. Что касается статуса, то академическим театр стал в 2012 году. В 2021 году решили переименовать театр юного зрителя в молодежный. Да, сейчас есть проблема с кадрами из-за спецоперации, однако есть заявки из других регионов России, как от опытных актеров, так и от вчерашних выпускников. Не может не радовать, что сейчас в театре достаточно много талантливой молодежи.
– Скажите, а было ли у вас в планах расширить репертуар спектаклями современной военной тематики?
Премьера должна была состояться в начале марта прошлого года. Но началась специальная военная операция, и мы решили отложить работу над этой постановкой. Однако после «Больших гастролей» все же вернемся к этому материалу.
– Приезжают ли к вам в республику за материалом по свежим событиям?
– К нам приезжает очень много съемочных групп из России, снимают документальное кино, художественные фильмы. У многих сценарии включают свежие события. Думаю, не секрет, что из нашего театра задействованы актеры в картине «Охота на вампира». Это название оружия чешского производства. Оно обстреливало, в частности, больницу им. Калинина в Донецке. По этим документальным событиям был написан сценарий и взят эпизод конкретных военных действий.
Культурный голод
– Известно, что ваш театр работал и в госпиталях. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опыте.
– Мы с театром выезжали в госпитали, хотя есть постановление от Минкульта о запрете массовых мероприятий во избежание возможных обстрелов. Но это нас не останавливает, поскольку мы ищем другие формы работы. К примеру, у нас работают концертные бригады по больницам и госпиталям. На выступления приходят и пациенты, и персонал. По ощущениям, последним гораздо нужнее такие выступления для получения эмоциональной поддержки.
У нас также есть бесплатная программа «Культура для школьников». Мы выезжаем к детям в регионы, где более-менее безопасно. Выступаем иногда в школах и музеях небольших поселков, куда мы раньше не приезжали.
– С какими сложностями сталкивается ваш театр?
– Сложности всегда есть. Допустим, к нам приезжал Ярославский театр с премьерой. В составе труппы был и известный актер Сергей Пускепалис. Мы провели творческую встречу, речь зашла и о запуске совместных проектов. Но возникли проблемы, связанные с началом СВО, санкциями, авторскими правами. Либо российские авторы дают нам бесплатно свои постановки, либо от них идет запрет без объяснений. Думаю, люди боятся ассоциаций со словом «донецкий» в плане попаданий под санкции на недвижимость и так далее.
– Чувствуете ли вы, что за последнее время отношение к театрам у зрителей изменилось?
– Сейчас в театры народ тянется. Правда, это больше приобретает централизованный характер. Под эгидой Министерства обороны проводились новогодние мероприятия с участием театральных коллективов. Определялись регионы для выездов с военным сопровождением. Программа концертов, скажем так, была куцей, но хотя бы так порадовали зрителей.
Несмотря на то, что сейчас есть большая ответственность за жизни зрителей и каждый спектакль – это риск, люди испытывают культурный голод, постоянно спрашивают нас в соцсетях, когда мы уже будем ездить с гастролями по республике. Однако мы понимаем, что надо учитывать все нюансы, ведь сейчас, мне кажется, что безопасных зон в ДНР уже не осталось.