Крупные автоконцерны, в числе которых Honda, BMW, Volkswagen и Audi, временно покинули российский рынок на волне санкций. И ладно бы просто ушли - с собой они поспешно прихватили запчасти. На бренды, оставшиеся на рынке, цены взлетели в разы. Даже машины родного «АвтоВАЗа» стоят теперь так же, как некогда хорошие иномарки. Что будет на автомобильном рынке, в материале «АиФ-Тюмень».
Повезло не успеть?
Тюменец Денис Поляков стал одним из тех, кто вот-вот собирался приобретать новый автомобиль. Ездил в салоны, консультировался, смотрел обзоры на модели, даже побывал на паре тест-драйвов. Цель реализовать не получилось, но молодой человек смотрит на это с философски.
- Новую машину взять хотел ориентировочно в мае. Три года назад брал б/у «Тойоту» - неплохая, но уже «подуставшая». Сейчас присматривался к «немцам». Работы много, часто в разъездах, поэтому хотелось что-то комфортное. Сначала, если честно, я сильно расстроился. Думал, что очень уж неудачное совпадение, но, с другой стороны, если бы успел с покупкой, то остался без запчастей и дилерской помощи. А долго ли это продлится? В общем, неоправданный риск, - поделился Денис.
Надолго ли ушли компании - вопрос, действительно, хороший. На сегодня Минпромторг ведет переговоры с зарубежными брендами, чтобы понять, каких перспектив ждать авторынку России.
Напомним, что ведомство даже поставило что-то вроде ультиматума и дало время на принятие решения до конца марта. Подразумевается, что терять такой огромный рынок решится не каждый производитель.
Дешевле не станут?
Глядя на то, как стремительно растут цены на автомобили, многие не знают, как правильно поступить: собрать все накопления и купить машину или подождать - вдруг стоимость авто снизится. Ответы дал президент ГК «Автоград» Алексей Салмин.
- Цены на автомобили в России никогда не снижались, и за прошедший 2021 год они выросли даже больше чем обычно из-за дефицита полупроводников и, как следствие, недостаточных поставок автомобилей. В 2022-м добавились дополнительные факторы, в том числе разрывы логистических цепочек. Одновременно с этим произошло существенное ослабление рубля, что и привело к особенно резкому удорожанию. Некоторые бренды и автозаводы объявили о временной приостановке своей деятельности. Минпромторг считает, что, возможно, кто-то уйдет из России навсегда. Это приведет к тому, что в ближайшем будущем новых автомобилей станет еще меньше, они будут еще дороже.
Если какие-то компании уйдут из РФ навсегда, новых автомобилей станет еще меньше, они будут еще дороже.
Алексей Павлович предостерег: если острой потребности в покупке нового авто нет, то и торопиться отдавать за него последнее сейчас не нужно. В противном случае - выбор нужно сделать как можно скорее, так как ассортимент будет сокращаться.
И тут уже виноваты не только злосчастные санкции. По словам Салмина, дефицит полупроводников в мировом масштабе сохраняется, это оказывает влияние на весь мировой автопром. Однако в РФ проблемы с логистикой в том числе из-за ограничений.
Альтернатива из Поднебесной
Алексей Павлович упоминает о китайском автопроме - один из приоритетных игроков российского авторынка. Его качество в последние годы вполне удовлетворяет, зачастую даже радует владельцев. Но вместе с качеством сборки, разумеется, цифры на ценниках тоже изменились, перестали быть демократичными.
- С 2009 года КНР является крупнейшим авторынком в мире и крупнейшим автопроизводителем в мире. Он ежегодно выпускает автомобилей больше, чем следующие за КНР США и Япония вместе взятые. Китайцы и в России в последнее время активно наращивают долю рынка, возможно, мы увидим новые имена, например, крупнейший китайский автопроизводитель SAIC Motor (2,53 млн 2020), который сейчас не представлен в РФ.
Но необходимо понимать, что все вышеперечисленные факторы будут оказывать давление и на китайских автопроизводителей, что затруднит их вход на российский рынок. Цены на «китайцев» не будут низкими, это видно уже и сейчас.
Сколько стоит?
Чтобы понять, что можно взять за сравнительно небольшие деньги, стоит обратиться к отечественной LADA. Традиционно популярными остаются модели Granta, Vesta и XRAY. Ценник на первое авто стартует с 727 900 рублей - простой вариант на «ручке». Vesta начинается с 1 121 900 рублей, а XRAY - 1 106 900.
Но важно понимать: это цены без «допов». Купить базовую версию без какой-либо опции фактически нереально. Чаще всего их просто не имеется в наличии. Так что переплачивать, так или иначе, приходится.
Например, Solaris в областной столице предлагают от 1 245 000 рублей в той же "базе".
Отдельно от этого живет рынок б/у автомобилей. Там ограничения по ассортименту на сегодня не наблюдается, а безоговорочным фаворитом тюменцев стала та же Лада. В частности очень популярны модели Priora Samara и Niva. Средняя цена на них, в среднем, держится у отметки в 650 тысяч рублей. Спросом пользуются и Ford Focus, Hyundai Solaris и Daewoo Nexia. На иномарки заметно дороже.