У воды и не напиться. Снабжать Тюменскую область водой хотят из-под земли

Анастасия Евдокимова / Коллаж АиФ

На днях практически все средства массовой информации региона сообщили, что в нашей области найдены подземные источники качественной воды. Причем в таких объемах, что можно  напоить и областной центр, и жителей всего региона. Это, пожалуй, одно из самых важных событий за последние годы.

   
   

Что такое «Чистая вода»?

Как ни странно, наш регион - край, где сотни озер и множество рек, долгое время маялся из-за дефицита питьевой воды. Поэтому еще в 1996 году власти взялись за решение этой проблемы. Начали, как и положено, с создания целевой программы со скучным и длинным названием «Обеспечение населения юга Тюменской области питьевой водой», которую почти сразу же не только жители, но и чиновники стали называть просто - «Чистая вода».

По словам Андрея Никитина, руководившего до 2011 года  главным  управлением строительства и ЖКХ региона, масштаб проблемы, до принятия программы, выглядел, если кратко, так. В большинстве не только сельских поселений, но и городов региона не было водоочистных сооружений. Даже в райцентрах из 17 они были только в 4-х. Около трети жителей сел и деревень использовали воду из поверхностных источников без очистки и обеззараживания. Более половины ранее построенных сетей были изношены.

Началась работа бурно - сотнями бурили и реанимировали водозаборные скважины, строили шахтные колодцы. Десятками вводились водоочистные станции, павильоны питьевой воды. В области было построено и реконструировано почти 1500 км водопроводных сетей. И, естественно, на ее претворение расходовались миллиарды бюджетных рублей. Все эти годы программа «Чистая вода» в меру возможностей казны двигалась вперед. Но она только снимала остроту проблемы, а не решала ее. Во-первых, параллельно высокими  темпами шло строительство и жилья, и различных производственных, медицинских, социальных, культурно-бытовых и прочих объектов. И мощности очистных сооружений и сетей не поспевали за этим строительным бумом - воды все равно не хватало.  Во-вторых, даже там, где вроде бы ее было в достатке, возникала проблема другого рода. Такой пример. Буквально на днях в ходе  рабочей поездки в Тюменский район Владимир Якушев, губернатор области, поинтересовался, как идет здесь реализация программы «Чистая вода». Так вот в поселке Богандинский в цепи централизованной системы водоснабжения три блочных станции питьевой воды, цель которых - доочистка до саннорм воды. И  жители могут ее приобрести по цене три рубля за литр. Однако павильоны с чистой водой не пользуются спросом. За месяц покупают всего около 300 литров.

Жители многих сёл пили воду из поверхностных источников, совершенно без очистки и обеззараживания. Фото: АиФ/ Наталья Бурухина

Юрий Иванов, директор муниципального предприятия  ЖКХ поселка, связывает это с тем, что в частных домах у жителей есть скважины  или колодцы, и хотя качество воды в этих источниках оставляет желать лучшего  - содержание в них железа и марганца не соответствует нормативным требованиям,  жители предпочитают пользоваться ими. К слову, весной этого года в Тюменском штабе ОНФ проходил экспертный экологический совет по проблеме нехватки питьевой воды. И на его заседании также признали, что павильоны с чистой водой не пользуются популярностью.  А их  в сельской местности построено три с половиной сотни. Отметим, что и подземные воды, как альтернатива поверхностным, появились не в мгновение ока.  Специалисты департамента недропользования и экологии области упорно вели поисково-разведочные работы в надежде найти  подземные источники воды на протяжении шести лет. И нашли.

Жанна Злобина,  директор областного департамента недропользования и экологии,  уверяет, что все  территории области будут обеспечены чистыми пресными подземными водами. В регионе найдены новые перспективные участки недр  и в Бердюжском, и в Юргинском, и в Тюменском районах, а также в Тюмени.

Правда, по ее словам, если условно поделить регион на северную и южную части, то в Уватском, Тобольском и Нижнетавдинском районах сосредоточено около 90 процентов всех пресных подземных вод. А на юге - в Казанском, Бердюжском, Армизонском, Сладковском районах - таких вод  менее 0,5 процента. «Но эта проблема решается», - говорит она.

   
   

«Территорией, наиболее вызывающей тревогу по ресурсам воды, был Бердюжский район. В нем расположены слабоминерализованные озера и не очень большое количество пресных. За полтора года поисковых работ мы нашли там подземные источники с запасами воды более трех тысяч кубометров, это позволит полностью обеспечить ею крупные населенные пункты муниципалитета», - заявила  Жанна Злобина.

Рисковать больше не будем

Найдены перспективные месторождения подземных вод в Нижнетавдинском районе, которые смогут «напоить» водой Тюмень. По предварительным прогнозам, этих ресурсов хватит на полвека.

На ближайшие  два года найдены средства для поисково-разведывательных работ на территориях Армизонского, Ишимского и Казанского районов. «Метод исследования на практике Бердюжья определен и наработан, поэтому трудностей не возникнет», - убеждена  Жанна Злобина.

Более 90% пресных вод сосредоточено в северной части региона. Фото: АиФ/ Галина Безбородова

Владимир Якушев поручил профильным областным департаментам и администрациям муниципалитетов разработать проекты водозаборов из подземных скважин, которые позволят обеспечить жителей чистой питьевой водой.

«В последние годы наземные источники воды показали свою несостоятельность. В засушливое лето в Ишиме, Сладково и других территориях из-за нехватки воды ее приходилось подвозить на машинах. Больше так рисковать мы не можем, поэтому будем разрабатывать подземные источники», - пояснил глава региона.

По утверждению специалистов,  подземные воды - это стабильный ресурс, способный обеспечить качественной водой крупные населенные пункты региона минимум на 25 лет. 

Эхо ядерного взрыва

Понятно, что у людей к властям два главных, волнующих их  вопроса.

Первый  - насколько  безопасен переход на подземное водоснабжение? Дело в том, что в 1967 году на территории Нижнетавдинского района на глубине 171 метр был проведен мирный исследовательский ядерный взрыв «Тавда». 

Как пояснила Яна Кунгурова,  помощник директора департамента недропользования и экологии области, ядерное устройство было помещено в ствол скважины, в затрубное пространство которого было закачено 40 тонн цемента, а сверху установлена 20-метровая цементная пробка, что позволяло добиться полной герметичности. В момент взрыва выхода радиоактивных продуктов на земную поверхность не наблюдалось.  Район площадки взрыва постоянно находится под пристальным вниманием специалистов управления Роспотребнадзора по Тюменской области. С 1996 года проводилось огромное количество исследований: отбирались пробы воды, пробы почвы. Ни в одном анализе не было превышения альфа- и бета-активности. Именно эти показатели являются основными при обнаружении радиации воды. Исследования проводили не только тюменские, но и московские, петербургские научно-исследовательские институты и другие эксперты.

«Если бы взрыв происходил на поверхности, то все было бы заражено, именно поэтому переход на подземные воды является безальтернативным для водоснабжения для любых поселков и городов», - считает  Владимир Козырев, заведующий лабораторией пресных подземных вод Западно-Сибирского института проблем геологии нефти и газа.

И второй вопрос  -  как переход на подземные источники повлияет на тарифы ЖКХ?

Власти уверяют, что в ближайшее время на рост платы за коммунальные услуги  это не повлияет.  Сейчас производится оценка тарифных последствий для потребителей, которые должны укладываться в инфляционные прогнозы.

Причем переход на новые источники произойдет не так скоро. По словам Михаила Гилёва, директора департамента ЖКХ области, срок реализации программы составит примерно 5-10 лет.

Смотрите также: