Пусть меня научат. Почему детям важно определиться с будущей профессией?

Елена Кашкарова / Из личного архива

Ежегодно тысячи подростков прощаются со школой и вступают во взрослую жизнь. Одно из ее условий - получение профессии. От правильно сделанного выбора зависит многое: успех, материальное благополучие, уверенность в себе. Но ответить на вопрос, кем быть, обычно крайне непросто. Почему важно знать, кем хочешь работать, и чем может помочь профориентация, в материале «АиФ – Тюмень».

   
   

Вижу цель, не вижу препятствий

Совсем скоро абитуриенты начнут штурмовать приемные комиссии вузов и колледжей, но только часть из этих ребят пойдут подавать документы на профессию мечты. Некоторые выпускники будут ориентироваться на результаты своих экзаменов и выбирать ту специальность, на которую проходят, а кто-то пойдет учиться, чтобы получить хоть какое-то образование. Но, как правило, успеха добивается тот, кто четко знает, чего он хочет и зачем. И чем раньше ребенок определится с будущей профессией, тем лучше.

«Изначально абитуриенту очень важно знать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься. Но очень часто желаемое не совпадает с возможностями и способностями. Например, инженерную ментальность нужно развивать с раннего возраста, зачастую ребята, которые случайно приходят на инженерные направления, не справляются с нагрузкой, теряют интерес, время и переходят на другие направления, - говорит начальник отдела профориентационной работы Управления профессиональной ориентации и довузовской подготовки Тюменского индустриального университета Любовь Чикишева. - Со студентами, которые нашли интерес к профессии, легко. Они проводят много времени как в работе с преподавателем, так и в самостоятельной подготовке».

 Фото: АиФ/ Артем Дергунов

Согласно статистике, 40% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. А число взрослых, которые повторно идут учиться, получить новую профессию, с каждым годом растет. Причины этого как в профессиональном выгорании, так и в осознании того, что работа мечты совсем другая.

«Свой вклад внесла и цифровая трансформация бизнеса - главный тренд нынешней эпохи. Теперь технологии интенсивно внедряются во все сферы, до этого не менявшиеся десятилетиями. Влияет она также на рынок труда. Ряда профессий просто не станет. И сейчас многие уже поняли, что, чем больше компетенций в разных сферах ты имеешь, тем больше шансов в самореализации», - отмечает Любовь Чикишева.

Специалисты Центра занятости населения Тюмени и Тюменского района каждый день помогают соискателям найти работу по душе. Причины, по которым люди оказываются на рынке труда, многообразны: у кого-то изменилось состояние здоровья, кто-то поменял место жительства, кто-то реализовался полностью в своей профессии и теперь хочет попробовать себя в другой сфере.

«Сегодня уходить из одной профессии в другую - это нормально. Люди взрослеют, у них меняются приоритеты, потребности, ценности. И если имеющаяся профессия не удовлетворяет уже эти потребности, не соответствует представлениям человека, то ее можно и нужно менять», - уверена ведущий психолог отдела профессиональной ориентации граждан Центра занятости Любовь Заворина.

   
   

Несмотря на это, детям важно знать, кем они хотят в будущем работать. Профессия - часть жизни, она тесно связана со всеми ее аспектами. По словам Любови Аркадьевны, пандемия показала, что остаться без работы могут специалисты абсолютно любой сферы и любой квалификации. С наименьшими потерями этот период пережили те, кто сумели быстро подстроиться под новые реалии, кто оказались гибкими.

«Это еще раз подтверждает то, что профориентация важна как жизненное, а не только профессиональное самоопределение», - считает эксперт.

Время выбирать

В областной столице много проектов, фестивалей, центров по профориентации. Один из первых был открыт в 2013 году при Центре занятости населения. Тогда очень остро стояла проблема перекоса кадров на рынке труда. Работодателям требовались инженерные и рабочие кадры, а соискателями в основном были люди с высшим гуманитарным образованием.

Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Среди выпускников на тот период преобладало стремление получить профессию в сфере юриспруденции, экономики, менеджмента. Одной из основных задач для нас было показать школьникам и их родителям перспективы инженерных, технических, рабочих специальностей, расширить их представления о рынке труда. И с этой задачей мы справились. Ежегодно в профориентационных проектах центра участвовали более 20 тысяч школьников», - говорит Любовь Чикишева.

В тюменском Центре профессиональной ориентации оборудовано более 20 специальных модулей. В каждом можно попрактиковаться в профессии. В кабинетах размещены тренажеры, инструменты, пособия - все, с чем ежедневно сталкиваются на своем рабочем месте профессионалы.

Кроме того, специалисты проводят неформальные встречи с работодателями в рамках проекта «Job-кафе». На встрече обсуждают ситуацию на рынке труда, правила составления резюме, поведение на собеседовании, адаптацию на предприятии, создание профессионального имиджа.

В ТИУ уверены, что школьникам нужно помогать в профессиональном самоопределении. Например, в вузе детям дают попробовать, испытать себя в разных специальностях - в профпробах. Также в учебном заведении тесно сотрудничают с компаниями-партнерами и проводят экскурсии на предприятия, где учащиеся могут своими глазами увидеть будущую профессию изнутри.

Профессии в район

У юных жителей областной столицы и тех, кто живет недалеко от Тюмени, масса возможностей попробовать себя в интересующей профессии. Они могут сходить на мероприятия вузов, отправиться на экскурсию в Центр профориентации, принять участие в форумах. Сложнее с «демо-версией» будущей работы в районах, подобных проектов либо совсем нет, либо крайне мало, либо они охватывают узкий перечень специальностей, например, имеющихся в местном колледже. Но если подростки не могут приехать на профориентацию, профориентация сама едет к ним.
Не первый год депутат Тюменской областной думы Елена Кашкарова посещает районы юга области с проектами, помогающими детям из глубинки определиться с профессиональным будущим.

 

«За 2,5 года мы побывали в 25 муниципальных образованиях юга области. На выбор своего пути мы предлагаем ребятам взглянуть под несколько необычным углом - оценить уже имеющиеся у них "гибкие" навыки, понять как их можно развивать и какие из них необходимы для работы в том или ином направлении», - говорит депутат.

Фото: Из личного архива/ Елена Кашкарова

 

Например, недавно для школьников Ишимского района прошло мероприятие «Конструктория Pro». Игротека, состоящая из 12 разнообразных конструкторов, наглядно показала ребятам, какие практические навыки развиты у них хорошо, а над какими еще предстоит поработать. Участникам выдали Карту будущих профессий, на которой можно посмотреть, какие умения развивает каждый из конструкторов. Или, наоборот, выбрать из большого перечня видов профессиональной деятельности ту, что ближе по характеру, и в специальной таблице увидеть, какие навыки для нее требуются и как именно их получить. Узнать себя лучше на мероприятии смогли 350 учеников старших классов районных школ.

Елена Кашкарова, будучи региональным координатором проекта «Крепкая семья», говорит, что обучение через игру раньше применялось только к маленьким детям, но игры любят все, поэтому современный тренд - в легкой доступной форме знакомить и старших школьников с различной информацией. Это помогает эффективно переключить мышление подростка, посмотрев на проблему с другой точки зрения.

Еще одно глобальное мероприятие, стать участниками которого смогли подростки со всего региона, независимо от места жительства - курс мастер-классов «Твое будущее». Каждое воскресенье эксперты в виртуальном пространстве встречались с детьми 13-17 лет и делились опытом, навыками в области IT-технологий, соцсетей, маркетинга, финансовой грамотности и др. Такие встречи с экспертами из разных областей помогают получить подросткам знания и стать гибкими, чтобы суметь подстроиться под быстро меняющийся мир. Ведь, как говорят специалисты Центра занятости, сегодня сложно сказать, чем придется заниматься в будущем. Меняются технологии, мировая и региональная экономика, это влечет за собой изменения на рынке труда. Одни профессии исчезают, другие появляются, какие-то трансформируются и из двух-трех образуется одна. Возможно, лет через 10-15 сегодняшние школьники будут работать по профессиям, которых сейчас даже не существует.