Чтобы купить какой-либо товар, сегодня достаточно открыть приложение в телефоне. С одной стороны, это удобно и экономит время, с другой – нередко возникает зависимость и деньги человек тратит, не успев получить.
Как рассказала tmn.aif.ru психолог Альбина Шмелева, покупая товар онлайн, потребитель не может оценить ее реальную необходимость, ведь перед глазами – картинка. Если в реальной жизни покупку можно потрогать, повертеть в руках, оценить все «за» и «против», то в онлайн-покупках такая возможность отсутствует. Здесь основным критерий выбора: нравится или не нравится. К тому же маркетплейсы умело манипулируют потребителями, убеждая купить здесь и сейчас.
«Могут быть ограниченные предложения, скидки, определенные часы, когда товар продается именно по этой стоимости. У покупателя возникает страх упустить выгоду и он берет товар, даже если он сейчас не нужен», — объясняет Альбина Шмелева.
Кандидат экономических наук Алёна Габудина отмечает, что зависимость от маркетплейсов создаётся в первую очередь из-за их доступности. У большинства магазинов есть часы работы, а онлайн можно купить товар хоть в три ночи, причем все, что угодно, от заколки до шкафа.
«Между тем, большинство импульсивных покупок совершается ночью», - говорит экономист. Алена Габудина подчеркивает, что современные технологии лишь усугубляют зависимость от покупок.