Все решит потребитель. Что ждет малый бизнес после пандемии

Вернуться на рынок после снятия первого этапа ограничений смогли не все предприятия. © / pixabay.com

Пандемия коронавируса буквально заморозила экономику. Остановка финансовых потоков стала смерти подобна для малого и среднего бизнеса. Что будет дальше - не может сказать ни один эксперт. Ясно одно, на рынке выживет тот, кто сможет приспособиться к новым условиям. Какие уроки вынесет бизнес из пандемии, и какая поддержка еще нужна от государства, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у руководителя штаба поддержки предпринимателей Тюменского регионального отделения «Опоры России» Артема Андросова.

   
   

Движение с двух сторон

Сирень Бабаева: В Тюменской области снят первый этап ограничений, предприятия сферы услуг, небольшие непродовольственные магазины наконец-то смогли открыть двери для потребителей. Но вернуться на рынок смогли не все, почему так случилось, только ли в отсутствии финансовой подушки безопасности причина?

Артем Андросов: Пандемия на всех компаниях сказалась по-разному. В России пять лет идет снижение потребительского спроса, мы не успели выйти из прошлого кризиса. Поэтому многим предпринимателям еще до коронавируса было нелегко, они еле сводили концы с концами. Например, небольшие магазины одежды выживали с рынка такие гиганты, как Zara, H&M, Bershkа или онлайн-магазины, как Wildberries, AliExpress и т.д. Поэтому пандемия для многих представителей малого бизнеса стала последним гвоздем в крышку гроба. В такой ситуации финансовой подушке безопасности, о которой так много говорят, просто неоткуда было взяться, все средства уходили на то, чтобы удержаться на плаву. Более того, у 95% держателей малого бизнеса в нашей стране нет этой денежной подушки, практически все живут на кредитах. Если компания растет, 20% свободных средств, которые нужно бы в идеале отложить, идут на расширение.

Подушка безопасности есть у среднего бизнеса, где штат сотрудников от тысячи человек, но таких компаний у нас единицы, и они сильно зависят от отрасли. Да, они не закроются, но у той же сети ресторанов количество заведений сильно сократится.

- Каким отраслям сейчас тяжелее всего?

- Туристической, она погибла сразу. Вслед за ней пострадали грузоперевозки, компании, которые работали со школами, детсадами, ресторанами. В той или иной степени пострадали все. Ни один бизнес не самодостаточен, все так или иначе связаны друг с другом: кризис у одного тянет за собой другого. Случился так называемый эффект домино. Сейчас начинается глобальная перестройка производственных цепочек. Большой вопрос - сможем ли мы быстро восстановить все эти связи. Если сделать это не удастся, мы на себе узнаем, что такое американская Великая депрессия. Выздоровление бизнеса зависит от покупательской способности, которая тесно связана с уровнем безработицы. Сейчас движение должно быть с двух сторон: запуск экономики, восстановление производственных цепочек и стимулирование потребительского спроса.

- Сколько компаний малого и среднего предпринимательства не выйдут на рынок после окончания пандемии?

   
   

- Сейчас сложно что-то прогнозировать. Индекс RSBI, отражающий настроения малого и среднего бизнеса в России, фиксирует 70% падения малого бизнеса. Откроется компания или нет, будет зависеть от того, в какой ситуации находился конкретный предприниматель до пандемии: были у него кредиты или нет, может ли он сократить свои расходы, платят ли ему поставщики, много определяющих факторов. Даже если он сегодня откроется, неизвестно, сумеет ли удержаться дальше, так как никто не знает, как поведет себя потребитель. Например, в Китае, когда открыли кинотеатры, люди туда не пошли, потому что остался страх заразиться коронавирусом.

Хорошо, но мало

- Вы возглавляете штаб помощи предпринимателям, зачем он был создан, с чем к вам приходят бизнесмены?

- Когда началась самоизоляция, у предпринимателей было огромное непонимание того, что делать, кого слушать, куда обращаться. Случилась настоящая паника, был просто шквал обращений - к нам поступило более двух тысяч звонков. Звонили, чтобы уточнить услышанную информацию, просили разъяснить то, что не могут понять из официальных документов. Многие бизнесмены не имеют юридического образования, поэтому правительственные постановления нужно было переводить с чиновничьего на человеческий язык, объяснять какое из них важнее - региональное или федеральное. Когда начали говорить с ними на понятном языке, теории заговора ушли на второй план, пришло принятие и осознание новой реальности.

Артем Андросов. Фото: Из личного архива/ Артем Андросов

- Многие предприниматели говорят, что они не подходят под озвученные меры поддержки, почему возникают такие проблемы?

- Для оказания поддержки государство решило выбрать политику привязки компаний к ОКВЭДам (общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Мы, «Опора России», уже высказали свою точку зрения и несогласие с этим. Система ОКВЭДов давно устарела, в реальной предпринимательской жизни это очень сомнительная вещь. Никто не работает по одному виду деятельности всю жизнь, постоянно приходится их менять. Бизнесмену они не нужны, по сути, это инструмент управления государства бизнесом.

Так получилось, что не все виды деятельности подошли под господдержку. Например, в стоматологии условно десять ОКВЭДов. Я занимаюсь эстетической стоматологией и у меня вид деятельности в классификаторе под цифрой 03, у соседа тоже стоматология, но вид деятельности указан как хирургия - цифра 04. По сути, мы оба занимаемся одним и тем же, но 04 попадает под господдержку, а 03 - нет. Но даже по ОКВЭДам рассчитывать на помощь могут только 30% компаний, поэтому многие говорят, что пострадавшим нужно признать весь малый бизнес. Сейчас получается, что отели признали пострадавшими, а компании, которые обеспечивают их условной бытовой химией или полотенцами - нет. Хотя из-за того, что отели не работают, тяжело пришлось и их поставщики.

- Одна из мер поддержки - кредит на зарплаты под 0%. Многие ли предприниматели воспользовались такой поддержкой?

- Многие воспользовались, но и там не все так просто. Деньги дают только на минимальную зарплату по МРОТ. Поэтому нельзя взять кредит на зарплату в 20 тыс. руб., которую нужно выплатить работнику, только на 12 тыс. руб. на каждого сотрудника и на полгода, после шести месяцев процентная ставка составит 4%. Не так много, но все равно - это кредит. Возможность получить хоть такие деньги - хорошо, но глобально не спасет. Один из рестораторов мне рассказывал, что за прошлый месяц он заплатил зарплату на 4 млн руб. Субсидию по МРОТ ему дали на 250 тыс. руб. и одобрили кредит в районе 700 тыс. руб. Остальные средства он должен найти сам. При этом в полную силу рестораны не работают, а кредитная нагрузка продолжает расти.

- Меры поддержки бизнесу озвучили и президент, и региональные власти, достаточно ли этого или нужно еще что-то сделать?

- К озвученным мерам поддержки мы бы добавили то, что может облегчить судьбу всех предприятий, а не выборочных. Например, снижение НДФЛ или вовсе его отмена на этот год, уменьшение платежей ЖКХ, налога на зарплату. Облегчить выдачу займов и признать пострадавшими все сферы.

Свет в конце тоннеля

- Какие уроки нужно будет бизнесу вынести из этой ситуации?

- Самый главный - научиться четко оценивать свои возможности и риски. Быть готовыми к изменениям. То, что происходит сейчас - это шикарный урок антикризисного управления, когда ты не можешь планировать на год, три или пять, а вынужден подстраиваться под меняющиеся условия чуть ли не каждый день.

- Многим удалось подстроиться?

- Изменения рынка еще продолжаются, кому удалось, а кому - нет, станет ясно позднее. Бизнес всегда идет за потребителем. Если он скажет, что устал от онлайна и хочет сидеть в ресторане и кафе - общепит поднимется с колен. Если потребитель решит, что покупать онлайн с доставкой на дом оказалось удобнее, чем ходить по торговым центрам, ТЦ придется тяжело. Многие компании частично или полностью перейдут на удаленный формат, самоизоляция продемонстрировала, что работать из дома можно, но не так просто. Исследования показали, что работодатель начал жестче оценивать «домашнюю» работу, а сотрудники стали либо больше и усерднее трудиться, либо откровенно халтурили. Поэтому сохранение удаленки приведет к тому, что неэффективные сотрудники потеряют работу.

- Есть ли в сложившейся ситуации что-то позитивное?

- Пандемия стала хорошей проверкой на партнерство, она показала, с кем можно дальше продолжать работать. Также это стало показателем человечности, в малом бизнесе коллектив - как одна семья. Многие предприниматели до последнего стараются не сокращать штат, ждут стабилизации ситуации на рынке, но не для себя, а для сотрудников, чтобы они могли найти работу в другом месте. Сейчас потеря работы в том же общепите равноценна смерти, так как все заведения закрыты и трудоустроиться в другом месте практически нереально.

Позитив будет, но увидим мы его через два- четыре месяца. Сейчас все представляется в негативном свете, так как финансовые потоки просто обрубились. Но они восстановятся, начнется их перераспределение, кто-то этому будет рад, кто-то - нет. У кого есть опыт и предпринимательское мышление, те понимают это и готовятся уже сейчас: изучают рынки, новые инструменты, тренды. Но всегда есть и те, кто ждет окончания пандемии на диване. Им придется тяжело. После кризиса всегда идет подъем и рост, кто может и хочет перестроиться - вырастут. Например, мы готовим сразу несколько конференций про выход на международные рынки. Там будет перераспределение и резкое оживление спроса. Многие крупные международные игроки не смогут выйти, ведь от пандемии пострадали не только мы. А если крупная компания, занимавшая 70% рынка, уйдет, значит, рынок станет свободнее на 70%, для малого бизнеса это может стать колоссальной точкой роста. То же самое сельское хозяйство, они не почувствовали падение спроса, наоборот, он вырос, так как сократился импорт. Здесь тоже есть потенциал роста. Все зависит от предпринимателя, увидит он перспективы, сможет перестроиться или нет.