В России количество таксистов, которые зарабатывают через агрегаторы, согласно данным Росстата, составляет более 5 миллионов человек. А для 250 тысяч россиян такси — один из популярных способов подработки.
Тюменка Раушана Файзуллина уже четыре года после основной работы выезжает потаксовать. Опасен ли частный извоз, пытаются ли мужчины-пассажиры познакомиться и какие курьезные ситуации возникают, Раушана рассказала корреспонденту tmn.aif.ru.
«Ночью не работаю»
Раушана Файзуллина по основной профессии — инструктор по физкультуре в одном из детских садов Тюмени. На зарплату не жалуется, но, когда 4 года назад знакомый рассказал, что таксует, ей стало интересно.
«Я всегда любила просто кататься по городу под музыку, выезжала вечерами одна. Подумала, а почему бы не делать это за деньги?» — рассказывает Раушана.
Она зарегистрировалась в одном из известных приложений агрегаторов такси и начала брать первые заказы. Девушка рассказывает, страшно не было — в своем вождении она уверена, да и пассажиров не боялась — верила в их благородство. Сложности возникали с тем, что город она на тот момент знала плохо.
«Знакомые иногда рассказывали жуткие байки про работу таксистов. Например, около 10 лет назад в Тюмени неизвестные вызвали такси в безлюдное место, там убили водителя и сожгли вместе с машиной. Поэтому я заранее смотрела адрес, куда везти, и отказывалась от дальних поездок», — рассказывает девушка.
Раушана решила не возить пассажиров после 12 ночи. Здесь, как в сказке о Золушке. Только не карета становится тыквой, а еще днем трезвые люди превращаются в буйных пьяных пассажиров.
«Родители не обрадовались моему желанию подзаработать в такси — все же девушке опасно, поэтому я выбрала для себя оптимальный режим работы — до полуночи», — рассказывает Раушана.
Дон Жуаны и воры
У женщин-таксистов есть еще одна проблема: некоторые пассажиры не упускают возможности познакомиться с девушкой за рулем.
«Один пассажир настойчиво просил мой номер телефона для дальнейшего знакомства. Я поначалу отшучивалась, но он всю поездку настаивал, а когда доехали до адреса — отказался выходить из машины, мол, пока не получит номер, не выйдет. Я простояла так минут 5, поняла, что он действительно не собирается покидать автомобиль, и дала ему номер. Потом он со мной связывался, но общение не продолжилось», — рассказывает Раушана.
Кто сядет в салон машины, девушка не знает до последнего. Иногда приличные с виду пассажиры оказываются весьма опасными клиентами.
«Помню, было очень страшно, когда в машину сели четверо мужчин, заказ был на отдаленный адрес, чуть ли не в лесополосу. Со мной в дороге они не разговаривали, но между собой переговаривались, и я поняла, что едут за закладкой... У меня бешено застучало сердце, было жутко, но они вышли в назначенной точке и даже оставили чаевые», — делится девушка.
За несколько лет работы в такси Раушане довелось даже подвозить воришку, о чем она, конечно, не знала, пока на следующий день ей не позвонили из полиции.
«Забрала молодого человека, он по дороге попросил остановиться, мол, ненадолго забежит в дом и выйдет. Я согласилась. Он подошел к подъезду, открыл ключом дверь, а вышел с процессором от компьютера. Я его довезла до конечной точки и уехала домой. На следующий день поступил звонок из полиции, сказали, что была совершена кража. Сразу успокоили — мне ничего не грозит, нужно только, чтобы я сказала, откуда и куда увозила пассажира», — делится Раушана.
Халява, приди!
В Сети десятки видео, где недовольные пассажиры матерятся и угрожают извозчикам. У Раушаны были подобные случаи, но она всегда старалась сохранять спокойствие и не распалять агрессивных клиентов еще больше.
«Как-то взяла заявку, но подъехать к подъезду нельзя было, я остановилась чуть дальше. Девушка села в машину уже недовольная, сыпала оскорблениями, а когда мне посигналили — обвинила в неаккуратном вождении и попросила выйти раньше», — говорит девушка.
По словам Раушаны, большинство пассажиров приятные и обходится без конфликтов. Правда, даже после них приходится убирать салон от мусора, а то и от шерсти.
«Животных везут иногда без переноски, просто держат в руках. Котики начинают гулять по машине, а потом еще месяц, а то и больше, я нахожу шерсть в салоне», — говорит Раушана.
Одни из самых неприятных пассажиров — так называемые «халявщики».
«Таких случаев было несколько. Помню, молодой человек ехал и молчал всю дорогу, а под конец поездки вдруг начал разговаривать, что-то спрашивать, отвлекал, в общем. В итоге вышел, а я только потом увидела, что оплата стоит наличными. Я ему позвонила пару раз, он не взял трубку. А однажды везла женщину, она мне прямо сказала: „У меня нет денег“, когда приехали на адрес. Но попросила мой номер, пообещала, что вечером переведет. Конечно, деньги мне так и не пришли, но это на их совести», — говорит Раушана.
Несмотря на все нюансы профессии, Раушана любит таксовать, а пассажиры, отмечающие аккуратное вождение девушки, мотивируют ее трудиться дальше.