Тело вождя. Навещал ли Сталин Ленина в Тюмени?

Тело вождя. Навещал ли Сталин Ленина в Тюмени? © / Из архива / АиФ

Недавно депутаты от «Единой России» и ЛДПР внесли в Госдуму России законопроект, предусматривающий юридический механизм для захоронения тела Ленина. Из пяти депутатов - авторов этой законодательной инициативы двое представляют нашу область.

   
   

Как-то так сложилось, что Тюмень и тюменцы часто играли важную роль в судьбе вождя мирового пролетариата, как при его жизни, так и после его смерти. Об этом корреспондент «АиФ – Тюмень» поговорил с известным тюменским историком и краеведом, кандидатом исторических наук Александром ПЕТРУШИНЫМ.

Религия коммунизма

Юрий Пахотин, «Аиф-Тюмень»: Александр Антонович, идея предать тело Ленина земле периодически всплывает в информационном пространстве страны. Вот и опять бурно обсуждается подготовленный группой депутатов Госдумы законопроект на эту тему. Как вы относитесь к самой этой депутатской инициативе и к ее содержанию?

Александр Петрушин: Это не первая и, думаю, не последняя попытка. Повод для выступления с подобными предложениями обычно связан с датами рождения и смерти вождя мирового пролетариата -  соответственно, 22 апреля и 21 января.  Замечу, депутаты от «Единой России» отозвали свои подписи под законопроектом.  И вот почему. Мы отмечаем столетие революций 1917 года. Видимо, они не учли, что такого рода инициативы идут в разрез посланию президента страны Федеральному Собранию, где глава государства особо отметил и то, что уроки истории нам нужны прежде всего для примирения и укрепления согласия, и то, что недопустимо тащить расколы, злобу, обиды и ожесточение прошлого в нашу сегодняшнюю жизнь. И я полностью поддерживаю это.

Что касается содержания очередной инициативы по захоронению Ленина, скажу по-простому – это, на мой взгляд, сделать невозможно, да и не нужно. Дело в том, что марксизм-ленинизм в настоящее время, не будем лукавить, официально признан "религией коммунизма". 

Мавзолей Ленина, 1957 год. Фото: Commons.wikimedia.org/ Manfred&Barbara Aulbach

- Но в советское время в вузах изучали предмет, который назывался «Научный коммунизм», и сдавали по нему госэкзамен.  Вы считаете, что сами коммунисты согласятся с тем, что это не наука, а религия?

- Здесь нет никакого противоречия. У нас в советское время был и предмет «Научный атеизм». Его тоже учили и сдавали. Это все фразеология. Сейчас даже традиционная религия собирается примириться с наукой.

   
   

Давайте по сути. Все элементы религии у коммунистической идеологии налицо: клятвы, поклонение, мощи, атрибутика. Вспомним, в 60-е годы прошлого века был даже «Моральный кодекс строителей коммунизма», принятый съездом КПСС. И что в нем научного? Это были те же христианские заповеди, подогнанные под стилистику эпохи. Так что это религия, а значит, имеет право на существование. Правда, как атеист я считаю, что содержаться все, что связано с любой религией, должно на средства верующих.  И по Конституции страны церковь отделена от государства. Если вы хотите -  содержите и храмы, и мавзолей, но на пожертвования верующих. Забальзамированное тело Ленина, кстати, не единственные мощи. У нас же целый комплекс захоронений на Красной площади столицы. И если православный люд, которого сейчас стало так много, поклоняется своим святыням, почему коммунистам не поклоняться своим? Да и мавзолей как архитектурное сооружение внесен в список ЮНЕСКО, просто взять и смахнуть его не получится, и технически это сделать крайне сложно.

Что досталось голодающим

 - Согласитесь, святыня и Ленин - сочетание несколько странное, разве не он писал, что попов нужно расстреливать?

- Писал. Но расстреливать за сопротивление.  Ленин, надо быть объективным, достаточно равнодушно относился к религии. Делать из него монстра по отношению к ней - исторически неверно. Тому есть доказательства. Ленин пишет записку Дзержинскому: «Как нам поступить с попами»? И вот что отвечает Железный Феликс, этот ответ сейчас рассекречен, цитирую: «Мое мнение: церковь разваливается, поэтому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать ее в обновленной форме. Поэтому церковную политику развала должны вести ВЧК, а не кто-либо другой. Официальные или полуофициальные сношения с попами - недопустимы. Наша ставка - на коммунизм, а не на религию».

Инициаторами беспощадной борьбы с религией, может быть, это комплекс, были несостоявшиеся священнослужители: ксендз Дзержинский, исключенный из православной семинарии Джугашвили, который Сталин, а также раввин Ярославский, возглавивший в 1924 году Союз безбожников.  Ему и была дана команда покончить с религией в течение двух пятилеток.

- А изъятие церковных ценностей разве не по указанию Ленина проводилось?

- Повторю, он не был инициатором гонения на церковь, это ему приписывают. Известное постановление ВЦИК 1922 года «Об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих» было. Но Ленина не интересовали духовные ценности.  Он был прагматиком, и его интересовало то, что блестит. Ленин переписывался по этому поводу с Леонидом Красиным и дал ему задание продать ценности за границей.  «Блестело» 17 тысяч пудов золота, которое и изъяли. Это 2,5 миллиарда золотых рублей, если в деньги перевести. И что, думаете, деньги пошли на них?  Нет, конечно. Практик Ленин планировал совершить мировую революцию. Поэтому бриллиантами и золотом возбуждали революционные события в Западной и Восточной Европе. А из изъятого на голодающих он выделил в переводе на доллары 1 млн.

- И тем не менее вы считаете, что вождь мирового пролетариата и дальше должен покоиться в мавзолее?

- Да. Немногие знают, что именно наш земляк Красин был инициатором бальзамирования тела Ленина. Мало того, он предполагал уже тогда, что наука достигнет таких высот, что вождя можно будет оживить.  Давайте еще не будем забывать, что сохранить тело Ленина любыми средствами было требованием народа. В марте 1924 года выполнить эту задачу взялись анатом Воробьев и биохимик Збарский, и 1 августа того же года был открыт доступ к телу.

Здание Аграрного университета Северного Зауралья Фото: АиФ/ Из архива

Здесь ему было хорошо

- Практически всю Великую Отечественную войну саркофаг с телом Ленина находился в Тюмени. Сейчас это широко известный факт. Но первым в СССР рассекретили эту сверхважную тайну вы. Как удалось это сделать?

- Слухи о том, что главная святыня страны в годы войны хранилась в нашем тогда заштатном районном городишке, ходили постоянно. Я сумел собрать документы и доказать, что это действительно было. Потому что здесь оставались сотрудники комендатуры Московского Кремля, которые несли охрану. Я их нашел, и они это подтвердили. Очерк, который назывался «Тюменский мавзолей», был опубликован в закрытом, выходящем под грифом «Секретно», ведомственном журнале КГБ, в разделе история органов госбезопасности. Саркофаг с телом Ленина к нам привезли 10 июля 1941 года, а увезли в марте 1945-го. И когда воины знаменитого парада 7 ноября 1941 года шли мимо мавзолея сразу на фронт, его там уже не было. Но об этом страна не знала. О том, куда везти святыню, спорили 3 июля на политбюро. Все решил Сталин. «Везите в Тюмень, там ему будет хорошо», - сказал он. И точно. Ленин у нас даже поправился на 3 кг.   

- Как? Это разве не миф?

-  Это факт. Збарский же вел документацию, все серьезно. Я округлил цифры, там все до граммов было высчитано. Ему же костюм здесь сшили новый, в старый он не входил.

- Но про то, что тайно сюда к вождю приезжал Сталин, и женщина, которая там работала, его видела, это уж точно миф?

- Как сказать. Это реальная женщина, звать ее Анастасия Мелких. Мне она рассказывала, что в ту пору была совсем молоденькой и устроилась работать в «тюменский мавзолей». Ее задачей было поддерживать там чистоту. Она мыла полы специальным раствором. И вот однажды пришла, как обычно, и с удивлением заметила, что охрана отсутствует, биохимика Бориса Збарского, ответственного за сохранность тела Ленина, на месте тоже нет. Она взяла ведро с раствором, вошла в комнату, а там спиной к ней сидит мужчина и курит трубку. Она ему говорит, мол, здесь нельзя курить. А он повернулся к ней и сказал: «А мне можно». Анастасия утверждает, что это был Сталин, и хоть он внешность изменил, она сразу его узнала.  Я специально изучил книгу посетителей, и в тот период, про который она говорит, Сталина в Кремле не было. Может быть, он был на даче, а может быть, и в Тюмени. И потом, за военное время всего три медика были удостоены звания Героя Социалистического Труда, одним из них был Збарский. Причем награду эту он получил в Тюмени. Кто ему ее привез?  

- Действительно, много чего любопытного из советской истории связано с Тюменью. Поэтому вы так активно поддерживаете идею привлечения жителей Китая в Тюмень, развивая «красный туризм»?  

- Конечно.  Китайцев, в отличие от европейцев, наш широко известный земляк Распутин не интересует. А вот то, что здесь, в Тюмени, в здании тогда сельхозтехникума всю войну находился саркофаг с телом Ленина, а через дорогу расположен дом, где была   штаб-квартира маршала Блюхера, который в свое время формировал в Китае народно-освободительную армию, а еще через дорогу несколько лет служил в политотделе 6-й отдельной гвардейской стрелковой бригады сын Мао Цзэдуна, известный здесь как старший лейтенант Миша Михайлов, -  вот это все их очень интересует. 

Досье
Александр Антонович Петрушин. Известный тюменский историк, писатель, краевед, кандидат исторических наук. Родился в деревне Новотроица Нижнетавдинского района Тюменской области. Больше четверти века занимается раскрытием «белых пятен» в истории Сибири. Особую известность получила серия его книг «На задворках Гражданской войны», на которой основан кинофильм «Господа офицеры: Спасти императора».