Жить тюменцам или не жить?

Трагедия в Иркутске, где  в результате отравления спиртосодержащим концентратом для ванн «Боярышник» погибло около 80 человек, обострила  массу застарелых проблем. И рядовые жители, и власти заговорили о нескончаемом потоке алкогольных подделок,  о пресловутом «Боярышнике»  и о бездействии кучи всевозможных контролирующих и надзирающих структур. Как всегда, посыпались предложения об усилении борьбы с пьянством.  Но вот Александр ЗВЕРЕВ, руководитель общественной организации «Трезвая Тюмень», человек, известный далеко за пределами нашего региона, который почти три десятка лет занимается решением этих проблем, убежден: нужна не  борьба с пьянством и алкоголизмом, надо утверждать в стране трезвость.

   
   

Кому это нужно?

- Александр Александрович, понятно, что подобная трагедия могла произойти в любом городе страны. Не зря во всех регионах взялись за проверку алкогольного рынка. И наши тюменские полицейские в ходе спецоперации «Суррогат» в десятках торговых точек изъяли тысячи литров подозрительной спиртосодержащей продукции. Неужели производителей и торговцев таким алкоголем не пугает ответственность за подобные трагедии?

- Есть известное высказывание английского публициста позапрошлого века Даннинга о том, что при 300 процентах прибыли нет такого преступления, на которое  капитал бы не пошел, даже под страхом виселицы. Это актуально и сегодня.  Столько внимания к иркутскому случаю потому, что люди отравились метанолом и умерли. Но дело в том, что ежегодно до  700 тысяч человек в стране погибают по причинам, связанным с так называемым, качественным алкоголем.  Эту цифру признали все, включая главу государства. Разве это не страшно? Деньги от отравления населения обычными легальными алкогольными ядами крутятся огромные.  Зарубежные исследователи утверждают, что россияне в год тратят на алкоголь 61 млрд долларов.  А если учесть рынок нелегального алкоголя, то можно эту цифру смело увеличивать вдвое.

- Тем не менее мы знаем, что периодически государство проводило мощные антиалкогольные кампании. И, скажем, ту, что проходила в 1985 году, до сих пор многие считают очень эффективной. Вы с этим согласны?

- Нет. На самом деле это была провокация. В 1985 году вышел памятный многим майский указ, объявивший кампанию по борьбе с пьянством и алкоголизмом,  в народе его называют горбачевским сухим законом. Там что было сделано - количество магазинов, торгующих алкоголем, уменьшили в пять раз. А количество спиртного сократили вдвое. Тем самым был создан ажиотажный спрос, талоны появились.  В результате  потребление алкоголя увеличилось вдвое. Это все было сделано с целью дискредитации идей трезвости. Нигде еще запретительные меры не приводили к успеху.

- А кому и зачем нужны эти, как вы называете, провокация?

- Тем, чей доход зависит от этих огромных алкогольных денег. Сегодня они  оседают в основном в частном секторе. И что сейчас происходит? На протяжении последних лет по всей стране падает  потребление алкоголя. Называют цифры снижения и 10, и 15 процентов. Если в 2009 году потребление алкоголя было 18 литров на человека, то сейчас  называют цифру  15-14,5 литра. Подстегнуть спрос можно с помощью информационных технологий.  Начинается реклама культурного, умеренного потребления алкоголя. Людям внушают, что это продукт, который должен быть качественным и употребляться  в меру. Акцент после Иркутской трагедии на что сделан - люди отравились некачественным алкоголем. То есть  подразумевается, что есть качественный. Хотя любой алкоголь - отрава. И вторая сторона - сделать спиртное максимально доступным. Пройдите по улицам Тюмени, сколько   жилых домов,  где  вот  подъезд, а рядом - вход в торговую точку.

   
   

Мы рождаемся трезвыми

- Это результат активности  алкогольного лобби или государственная политика?

- Безусловно, это результат  лоббирования. Вопрос еще вот в чем. Когда мы говорим «государство», то многие подразумевают под этим аппарат управления и уверены,  что он монолитен. А на самом деле  это совокупность людей, организаций с  самыми различными интересами. Там есть и созидатели, и разрушители. И наша задача - общественников, активных людей - помогать созидательным силам. 

Фото: Коллаж АиФ/ Екатерина Галузина

- Не с пьянством бороться, а утверждать трезвость - это ваша принципиальная позиция?

- Да.

- Вы пытаетесь внедрить эту идею почти три десятка лет. Что-то сдвинулось за это время, какой-то перелом в сознании людей произошел в стране, в нашем регионе?

- Конечно.  Изменения большие и в стране,  и в Тюмени.

- В чем они конкретно выражаются?

- Реабилитировано в общественном сознании слово «трезвость».  Зайдите в Интернет - люди стали понимать, что  трезвость - естественное и престижное состояние.  Многим сегодня понятна и наша цель - утверждение и сохранение трезвости.  Почему сохранение. Потому что все мы рождаемся трезвыми. Задача   и родителей, и образовательных учреждений эту естественную  трезвость  сохранить и перевести ее в сознательную. И наши активисты проводят  в школах уроки трезвости,  повсеместно беседуют с людьми. Появились песни, стихи, рисунки на эту тему.

- А много в Тюмени таких активистов?

- Даже приблизительно сказать не могу. Вот мы иногда спрашиваем при встречах аудиторию: а много ли трезвых людей в стране?  Нам всегда отвечают: «Мало»! Говорим, а подумайте. Вдруг кто-то, чаще  женщина, восклицает: «Так дети же»!  Поэтому с полным основанием мы можем утверждать, что половина населения у нас трезвая.

- А через вашу организацию сколько тюменцев прошло?

- За 26 лет, что мы сознательно занимаемся утверждением трезвости, - около 10 тысяч человек прошли наши занятия по освобождению от табачно-алкогольной зависимости. Что еще важно. Вот выступил президент в связи с трагическими событиями в Иркутске и сказал никаких запретительных мер. Он здесь тысячу раз прав. И наша программа утверждения и сохранения трезвости с этого запева и начинается. Надо брать исторический опыт.  Не запреты нужны - людям нужно помочь освободиться от этой беды. Сейчас и профилактика меняется. Уже доказано, что все эти плакаты с изображением  перечеркнутых бутылок с алкоголем не действуют на людей. Позитивной должна быть профилактика. Разъяснять надо, формировать в обществе мораль  трезвости.

Фото: АиФ/ Екатерина Саенко

Игра интересов

- Но одними словами,  по-моему, здесь не обойтись?

- Согласен,  нужны действия. У нас есть «Программа утверждения и сохранения трезвости в России «Трезвость - воля народа!» и мы работаем по ней.

Сегодня мы добиваемся, чтобы табак и алкоголь были вынесены за пределы поселений и продавались в спецмагазинах. Запрета нет - поезжай и покупай, когда хочешь. А сейчас приходишь в магазин, а там  продаются и продукты, и алкоголь. Это программирует в первую очередь детей. Алкогольные яды находятся в окружении продуктов. И дети на уровне подсознания воспринимают их тоже как продукты. Что спиртное - это тоже еда, только  для взрослых.

- Это самая  главная задача  на сегодня?

- Да. Это выполнение одного из пунктов  нашей Программы, каждый из которых важен и нужен.  Например, должен быть переработан Федеральный закон №171 от 1995 года, который утверждает, что алкоголь  - пищевая продукция. Закон должен утверждать  правду.  

- Понимание у властей находят эти идеи или их не принимают категорически?

- Тут надо видеть игру интересов. В обществе мы находим понимание. По всей стране сейчас проводим опросы, и 85% респондентов за то, чтобы вынести торговлю табаком и спиртным за поселения.  

- А региональные, городские  власти не препятствуют вашим шагам?

- Идут навстречу. Достаточно сказать, что программа «Трезвость - воля народа!» была впервые в России опубликована в октябре 2009 года в нашей областной губернаторской газете.

- Верите, что Россия станет страной трезвой или это фантастика?

- Не фантастика. Перефразируя известный монолог, скажу: «Жить или не жить? Вот в чем вопрос!» В современных очень сложных  геополитических условиях именно так он сегодня стоит. Надо понимать, что у нас под боком живет половина населения земного шара, которому крайне нужны ресурсы, новые территории. И какими бы хорошими людьми они ни были, как бы политики не желали добра друг другу, этот фактор существует. Так что если Россия обретает трезвость,  у нас есть будущее, если нет, то нас просто сомнут.

Досье

Александр Зверев. Много лет руководит общественной организацией «Трезвая Тюмень», цель которой - утверждение и сохранение трезвости отдельным человеком, семьей и обществом в целом. «Трезвая Тюмень» 25 лет проводит Уроки трезвости в школах города и области. Выпускает видеоматериалы, сборники ежегодных научно-практических конференций, брошюры, буклеты, ведет работу в социальных сетях

Кстати

По данным специалистов, до середины XIX века Россия была одной из самых трезвых стран мира. Уровень потребления алкоголя, в зависимости от государственной политики, постоянно менялся. Но даже в самые тяжелые годы он не превышал пяти литров на душу населения. 

Смотрите также: