На связи бот! Как современные технологии помогают пациентам поликлиник

В филиале поликлиники №5 Тюмени для пациентов запустили три чат-бота. © / АиФ - Тюмень

Современные технологии проникли во все сферы жизни и заметно упростили ее. Даже связь с врачами из поликлиники по месту жительства пациенты поддерживают с помощью чат-ботов. В специальных каналах есть вся полезная информация, от часов приема до рекомендаций медиков.

   
   

Для будущих мам

В филиале поликлиники №5 Тюмени на улице Вьюжной для пациентов работают целых три чат-бота. Один из самых популярных – для будущих мам. Его разработали для того, чтобы как можно больше беременных прошли Школу материнства, ведь формат офлайн встреч не всем удобен: нужно выделить время, собраться, прийти в медучреждение.

«Занятия в Школе материнства проходят раз в неделю в поликлинике. Также они разбиты по триместрам, то есть зависят от срока беременности. Мы проверили опрос среди беременных женщин почти половина сказали, что им удобнее очно посещать Школу, вторая половина поддержали офлайн формат, а некоторые подчеркнули, что нужны оба варианта. Поэтому мы пришли к этому мнению, что онлайн-формат, он как дополнение к очным школам очень нужен и полезен», – рассказывает старшая акушерка поликлиники №5 Вера Бологова.

Занятия в Школе материнства проходят раз в неделю. Фото: АиФ - Тюмень

Для чат-бота разработали специальную программ. В ней вся информация поделена по триместрам. Также у пользователей есть возможность задавать вопросы, на которые отвечают акушерки. И все это – совершенно бесплатно.

«Наша цель была охватить как можно больше беременных, чтобы женщины у нас были более информированы, подготовленными к родам, чтобы можно было максимально избежать угрожающих состояний для матери и для ребенка во время родов и после», – говорит Вера Николаевна.

Особенность информации, предоставленной в чат-боте еще и в том, что она имеет доказательную базу. Полезных ресурсов для будущих мам на просторах интернета великое множество, но не все они заслуживают внимания и доверия.

«Все наши занятия основываются на документах Министерства здравоохранения, Трудового кодекса, ведь помимо информации о здоровье, есть и раздел «Юридические права беременных», – поясняет старшая акушерка.

   
   

В женской консультации поликлиники №5 в среднем в месяц наблюдаются примерно 500-550 женщин.

«Микрорайон у нас новый, много молодых семей и количество будущих мам, наблюдающихся в нашей женской консультации, с каждым годом растет, – рассказывает Вера Николаевна. – После посещения школы беременными мы отмечаем, что они начинают прислушиваться к рекомендациям врача, правильно принимать препараты, своевременно обследоваться. Как результат – снижение факторов риска, которые могут возникнуть во время беременности и родов», – делится Вера Николаевна.

В женской консультации подметили, что у женщин, посетивших полный цикл школы материнства, роды проходят благополучно, без осложнений и акушерского травматизма. А малыши рождаются по шкале Апгар с баллом не менее 8 баллов, то есть здоровые.

Школа материнства в поликлинике №5 существует с февраля 2024 года, за это время на свет появилось 468 малышей. Как подчеркнула Вера Бологова, они по выпискам из роддомов отследили состояние своих маленьких пациентов и убедились, что роды прошли благополучно.

Какая фамилия у педиатра?

После рождения малыши оказываются под присмотром чутких педиатров поликлиники. У новоиспеченных родителей всегда множество вопросов к детскому доктору и здесь на помощь снова приходит чат-бот. Врач-педиатр, аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения Тюменского медицинского университета Артур Смилянин придумал, как сделать работу с родителями более проще, но при этом информативнее.

«Три года назад, работая над своей кандидатской, я провел опрос и выяснил, что 37% родителей хотели бы получить информацию дистанционно через мессенджеры. Их пожелание я вместе с коллегами не просто учел, а решил воплотить в жизнь. Мы разработали чат-бот в Telegram. Сначала это был пилотный проект, а теперь больше года работает полноценно в поликлинике №5. Ценность чат-бота в том, что мы даем информацию такую же пошаговую и доступную, как врачи либо медицинские сотрудники на при обращении родителей в поликлинику», – рассказывает Артур Мирославович.

Артур Смилянин придумал, как сделать работу с родителями более проще, но при этом информативнее. Фото: АиФ - Тюмень

В нем есть вся полезная для родителей информация: по записи к врачу, получении справок в сад, школу, секции и кружки, а еще – советы по профилактике различных заболеваний.

«Исследование моего коллеги показало, что 87% мам детей до года гуглят разные симптомы болезни и изучают информацию в интернете. Поэтому основной блок мы посвятили советам по уходу за ребенком до месяца, основанным на клинически достоверных рекомендациях. На патронаже я предоставляю родителям доступ в чат – бот и говорю, что там они могут получить только проверенную информацию», – комментирует Артур Мирославович.

Информация о чат-боте быстро распространилась среди родителей, причем не только тех, чьи дети прикреплены к поликлинике №5. Еще на старте проекта авторы рассчитывали, что у них будет примерно сто пользователей, но за год чат-бот установили 1300 человек.

«Очень важно поддерживать актуальную информацию, особенно расписание всех подразделений медицинской организации, чтобы она была достоверной», – рассказывает врач-педиатр.

Благодаря чат-боту, врачи с удивлением узнали, что каждый третий родитель заходит в программу, чтобы узнать фамилию и имя врача-педиатра своего малыша. На основании этого разработчики решили усовершенствовать свой продукт и добавили функцию подписки на своего врача-педиатра, чтобы всегда знать актуальную информацию о нем.

Желая еще больше улучшить свою программу, врачи подключили искусственный интеллект. Они обучили его давать ответ на самые популярные родительские вопросы, причем свои рекомендации он подкрепляет ссылками на достоверные источники.

Разработкой коллег заинтересовались и другие медучреждения города. Такой же чат-бот теперь помогает родителям маленьких пациентов поликлиники №8, а совсем скоро будет доступен и в поликлинике №17.

Сердце под контролем

Особый чат-бот в регионе есть и для людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Его основная задача – профилактика, а для людей с уже поставленным диагнозом – помощь в соблюдении врачебных рекомендаций.

«Чат-бот создавался в профилактических целях, но позже мы поняли, что им пользуются и родственники людей с перенесенными инсультами, инфарктами, другими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, – рассказывает руководитель сектора коммуникационных и общественных проектов регионального центра общественного здоровья и профилактики Мария Бегларян. – Также там есть напоминание о приеме витаминов, воды, лекарственных препаратов. Последнее особенно популярно у представителей старшего поколения».

Мария Бегларян: "Чат-бот создавался в профилактических целях, но позже мы поняли, что им пользуются и родственники людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы". Фото: АиФ - Тюмень

Помимо этого, через чат-бот можно записаться на прием к врачу, читать новости здравоохранения Тюменской области, рекомендации по сохранению здоровья и задать вопрос врачу. Программа настроена таким образом, что, все вопросы пользователей отправляются автоматически в поликлинику, где администратор пересылает их непосредственно тому врачу, к которому они адресованы, чаще всего это кардиологи и терапевты. К слову, к этому чат-боту подключены все поликлиники города.

Создавая чат-бот, авторы идеи были уверены, что он будет пользоваться спросом у молодого поколения, однако на практике оказалось, что многие пользователи бабушки и дедушки, которых дети и внуки активно приобщают к современным технологиям.

Познакомиться с другими разработками тюменских врачей, вы можете на странице проекта «Ноу-хау для здоровья», который реализуется при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ»).