Записать, чтобы не вылетело из головы, а потом забыть посмотреть пометку, ставить будильники и напоминалки в телефоне перед каждой важной встречей – ситуации, знакомые многим. Сумасшедший темп и многозадачность не оставляют шансов отдохнуть головному мозгу. В один момент память оказывается «забита» и просто отказывается воспринимать информацию. Можно ли добавить гигабайты человеческой памяти, в материале «АиФ - Тюмень».
Есть связь?
Головной мозг - тот же компьютер, и в нем тоже есть свой ресурс памяти, который не может вместить больше файлов, чем есть место. Безусловно, его возможности до сих пор до конца не изучены и, словно мышцу, мозг можно натренировать, улучшить его работу. Однако, если он начинает получать гиперинформацию, в таких объемах, которые не может вместить, и с той скоростью, которую не может обработать, то запомнить не получится, как бы человек не хотел.
При обработке новой информации в мозге образуются нейронные связи. Под действием медиатора клетка передает импульс. Он идет от периферии к голове, если это «сообщение» для чувствительной системы и от головы к периферии, если речь о двигательной активности. Когда импульсов становится слишком много, начинает не хватать резервов для передачи информации, медиаторы истощаются, так как их работа ограничена. С возрастом они вырабатываются все хуже, с чем и связаны, например, сложности изучения языков у пожилых людей.
По словам врача, когда «память заполнена», перестает хватать нейронов для обработки информации. Они изучают, но не запоминают.
«Если человек пытается изучить работу атомного коллайдера и одновременно выучить все биологические системы, возникает диссонанс. Одинаково хорошо знать и то, и другое, и третье не получится. Интересоваться можно многими вещами, изучать азы, но в совершенстве можно знать только что-то одно или два», - говорит доктор.
Такие же, как и все
Лилия Владимировна не советует перегружать и мозг детей в попытке сделать из них вундеркинда. У них память намного лучше, чем у взрослых, но отнюдь не бесконечна. Формирование памяти должно быть поэтапным и постепенным. Желание научить первоклашку трем языкам, хорошему счету и изучению истории чревато проблемами. Например, он не сможет нормально писать, будет менять местами буквы, так как у него еще не сформирован один элемент памяти, а он уже нагружает другой.
«Все вундеркинды рано или поздно приходят к одному уровню развития со сверстниками и ничем от них не отличаются, - говорит невролог. - Так как больше, чем возможно, мозг все равно не вместит информации. Просто на каком-то этапе их резервы памяти оказываются больше, они запоминают лучше, тогда как у сверстников этот процесс развивается медленнее, но в итоге все приходят к одному уровню. Безусловно, есть гении, но это уникальные люди, особенные от природы, а не те, из кого родители всеми силами пытались сделать вундеркинда».
Хроническая усталость
Понять, что свободного места в жестком диске головного мозга не осталось, можно, когда человек не в силах запомнить три важных дела на день, забывает, что он хотел сказать и сделать. При этом речь не идет о ситуации многозадачности, когда на день десять дел и одиннадцатое вылетело из головы - это неудивительно. Но десятки задач - это не исключение, а правило, то мозг устает и «выключается». Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда на несколько секунд или минут словно «зависаешь», смотришь на одну точку и ни о чем не думаешь - так организм подает сигнал о том, что его возможности исчерпаны и просит о помощи. Игнорирование сигналов SOS приводит к астении - синдрому хронической усталости. Ухудшение состояния идет на фоне эмоциональных нагрузок, негативных переживаний.
«95% пациентов признаются в том, что в их жизни были стрессовые факторы. Они могут быть разной интенсивности: потеря близкого человека - сильнее всего выбивает из колеи, причем в отсроченном периоде, когда приходит осознание утраты, - объясняет Лилия Владимировна. - Когда каждый день человек идет на нелюбимую работу либо у него там конфликт - это тоже стресс. В любом случае, помимо медикаментозной коррекции, нужна работа с психологом, психотерапевтом. Пока мы не стабилизируем эмоциональное состояние пациента, будет сложно вывести его из стрессовой ситуации. А истинные причины переживаний все равно дадут о себе знать после медикаментозного лечения».
Стрессы, перегрузы памяти могут привести и к физическим недугам, а не только к усталости и проблемам с памятью. Нередко возникают головная боль, напряжения из-за эмоциональных переживаний, спазм мышц шеи, плеч и другие проблемы со здоровьем.
Разгружать память - не значит ничего не делать и ни о чем не думать. Важно менять нагрузку. Заставлять работать разные участки мозга. Не заниматься сутки напролет умственной работой, а переключаться на физическую активность, делать то, что приносит радость и удовлетворение, заставляет улыбаться и чувствовать себя счастливым.