«Умение выслушать и объяснить». Заслуженный учитель РФ об отношении к детям

Нужно дать детям базовые знания, чтобы они могли сделать для себя правильный выбор. © / pixabay.com

До нового учебного года осталось совсем немного. Для некоторых школьников это радостное событие, а кто-то уже с сентября начинает ждать следующих каникул. О том, обязательно ли нужно любить школу, почему нельзя кричать на детей и какую роль играют образовательные программы, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у учителя физико-математической школы Тюменской области Анатолием Кугаевским.

   
   

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Скоро начнется новый учебный год, но не для всех учеников это праздник. Как вы считаете, что нужно сделать для того, чтобы у детей появилось желание идти в школу?

Анатолий Кугаевский: Привить любовь к школе должны учителя. Если преподаватель сам не бежит в учебное заведение, то и дети не будут туда стремиться. Они очень тонко чувствуют, как педагог относится к своей работе. Уже через несколько дней общения ребята понимают: учитель приходит чтобы дать знания, заинтересовать или просто провести время. Если последнее, то ему надо менять место работы.

К счастью, мои ученики всегда ждут встречи. За 15-20 дней до начала учебного года они стараются быть в школе, чтобы увидеться с одноклассниками, учителями, поделиться событиями, новостями, которые произошли за лето.

Проверка на прочность

- Дети всегда пытаются проверить учителя на прочность. Это нормально?

- Это естественно. Иногда могут и подколоть по-доброму, и попытаться увести от темы урока какими-то вопросами, не имеющими отношения к занятию, особенно если кто-то не сделал домашнее задание. На перемене подговаривают одноклассников, и кто-то один весь урок пытается отвлечь учителя. Помню, мы в свое время тоже пытались так педагога от темы увести, бывало, и меня назначали дежурным по таким вопросам (смеется).

   
   

Но такое проходит не со всеми учителями, дети ведь чувствуют, кто может дать слабину, а кто - нет.

Дети чувствуют, кто может дать слабину, а кто - нет. Фото: АиФ

- Вы в образовании почти 30 лет, есть ли у вас с учениками какие-то негласные законы, традиции?

- Да, законы, традиции есть, они должны быть. Например, мои ученики знают, что нельзя опаздывать, это считается самым «тяжким грехом».

Когда я еще работал в гимназии у нас был закон «00:00». Дети знали, что я никогда не опаздываю и они не имеют права на это. У меня было четыре полных выпуска до прихода в физико-математическую школу, и это правило всегда работало. Сейчас мои ученики тоже помнят, что опаздывать нельзя. Помимо этого, они знают, что если что-то делают, то должны доводить все до конца. Если говоришь, то делай, не бросай слова на ветер, иначе грош тебе цена.

Все эти законы я сам тоже соблюдаю. Ведь если сам это не выполняешь, то тогда не стоит ждать доверия и уважения как к учителю. Стоит педагогу только раз отступить от своих слов, принципов, то все, это потеря доверия в глазах детей. Такого допускать нельзя.

- А какое наказание у вас предусмотрено для тех, кто все же опаздывает?

- Все, кроме ругани. Например, в наказание я даю ему лист бумаги и прошу отрезать так, чтобы можно было через нее пролезть и войти в класс. Это элементарная задача из «Занимательной математики» Перельмана. Все понимают, что это шутка, но «на ус» все-таки мотают. Иногда просто разговариваю с учеником, этого бывает достаточно, и он больше не опаздывает.

- Как вы относитесь к тому, что учителя порой кричат на детей?

- Кричать бесполезно. Повысив голос, можно напугать ребенка, выбить его из колеи, но добиться этим ничего не получится. Разговор по душам, умение выслушать и понять его проблемы дает гораздо больший результат. Нужно объяснять, почему нельзя, если можно, то до какой степени, к каким результатам может привести непослушание. Крик, истерические выпады взрослого, не дают ничего кроме страха, а порой и ненависти к нему. Повышая голос, взрослый показывает свою слабость. Это очень простой способ заработать мнимый авторитет, который будет работать до определенного возраста ребенка. Гораздо сложнее выстроить доверительные отношения, уметь слушать, слышать и находить компромиссы. Поэтому у меня могут быть только крики «Ура!».

Физики и лирики

- Недавно ваш ученик занял первое место в финальном туре XIV олимпиады по геометрии имени И.Ф. Шарыгина. Вы согласны с тем, что точные науки - не для всех, что для того, чтобы хорошо знать математику, физику, геометрию, нужен особый склад ума?

- Думаю, да. Не всем ведь суждено стать великими писателями и поэтами. У каждого ребенка свои способности к чему-то. Важно это заметить и поддержать интерес. Неважно, чем именно он увлекается: конструирует роботов, решает задачки, стихи пишет, - главное - увлечь.

У каждого ребенка свои способности к чему-то. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Если говорить про Леонида Горбунова, победителя этой олимпиады, то геометрией он заинтересовался в седьмом классе. Постоянно решал задачи, искал новые подходы, теоремы, читал книги по геометрии, а потом и сам начал создавать задачи. На олимпиаде Леонид решил все задачи, и даже самую сложную, которую и не все десятиклассники смогли осилить. Он видит красоту этого, ему интересно. Увлекается он и физикой, но любовь к геометрии пока сильнее.

Кстати, Леня вместе со своим другом стал инициатором проведения олимпиады по геометрии в Тюменской области. До этого таких состязаний для геометров у нас не было.

- А если не дано понять предмет, то ребенку остается только страдать и учить?

- Почему же, нет. Каждого ребенка можно заинтересовать чем-то и найти цель, для которой ему важно знать этот предмет. Например, чтобы сдать ЕГЭ, чтобы достойно выступить на олимпиаде. Каждый ученик может достичь определенных успехов в том или ином предмете. Случится это или нет, зависит и от его трудолюбия… И от преподавателя. Если учитель так рассказывает, что за ним дети бегают хвостиком, то ученики будут любить и математику, и географию, и литературу и найдут в этих уроках что-то, что их заинтересует.

Необязательно все должны как один уметь решать дифференциальные уравнения. Может, ему под силу только квадратные, но при этом он как орешки щелкает задачки на химии или ставит опыты на физике не хуже ученых. Каждому дано свое.

- Как вы считаете, нужно ли разделение на гуманитариев и математиков?

- Думаю, да, если дети занимаются каким-то предметом углубленно. Если же такой задачи нет, то можно и не делить. Чтобы быть человеком образованным, нужны определенные знания во всех областях. Нужно дать ребенку определенные знания в начале, чтобы он мог сделать для себя правильный выбор.

Чтение книг, гуманитарии. Фото: АиФ/ Галина Безбородова

- Вы сами, наверное, с детства любили математику?

- Не совсем. В школе учителя математики постоянно менялись, поэтому полюбить предмет мы просто не успевали. А любил я очень русский язык, из-за учительницы, которая смогла заинтересовать. До сих пор много читаю и в письме могу правильно расставить знаки препинания. Сообщения детям пишу без ошибок и сокращений, их это обязывает отвечать мне грамотно. Поэтому в нашей переписке не бывает «Хор.», «Спс» (спасибо) и других сокращений.

- Бывает, математиков, физиков называют людьми неэмоциональными, черствыми. Вы с этим согласны?

- Это зависит от человека, а не от предмета. Я знаю физиков, которые пишут стихи, также знал и преподавателей литературы, которые приходили в школу, только чтобы отвести скорее урок. Все зависит от внутреннего мира человека. Это отражается и на характере общения, и на взаимоотношениях с детьми. Немалую роль играет образование

«Тот же ребенок»

- Часто родители говорят «учитель должен/обязан», «он учитель - пусть и учит». Чем такое отношение может обернуться, прежде всего, для самого ребенка?

- Это губит детей, образование и нашу страну в целом. Когда родители говорят «школа обязана», «учителя должны», то такую же модель поведения, отношения к людям перенимают и дети. Вырастают эгоисты и потребители. Мы, учителя, думаем не только о себе, но и о будущем: что за поколение вырастет, как оно будет воспитывать детей, развивать страну? Такая позиция взрослых - это беда. В моей практике были дети и родители с подобным мнением. Им сложно было объяснить, что все одинаковы. Тяжело от этого, прежде всего, самому ребенку. Он также ведет себя в классе, а одноклассники такое поведение не понимают и не принимают. В итоге возникает конфликт.

Большинство учителей и родителей умеют искать компромиссы. Фото: АиФ/ Валерий Христофоров

Проблемы надо решать в диалоге, искать компромиссы, а не говорить «ты должен, ты обязан». Быть вместе - это лучше, чем быть врозь. К счастью, большинство родителей придерживаются другой точки зрения и поддерживают педагогов.

- С родителями тяжелее, чем с детьми?

- По-разному бывает, родитель тот же ребенок, но старше. Его иногда сложнее убедить, чем ученика, потому что у него устоявшиеся взгляды на жизнь. Но с ним нужно работать, находить общий язык, возможно, на это потребуется больше времени. Но говорить, что учитель всегда прав, тоже неверно, педагог - тоже человек и может ошибаться, поэтому важно слышать друг друга.

- Как вы относитесь к многообразию школьных программ? Некоторые сложно понять и взрослым, не то что детям. Какое значение имеет программа, по которой учится ребенок?

- Все эти перетасовки программ, учебников, к сожалению, есть и будут. Как хорошо ребенок будет знать предмет, больше зависит от учителя. Если я профессионал, то должен сделать все, чтобы никакая программа не влияла на то, какие знания получит мой ученик. Если педагог - человек разносторонне развитый, много читает, стремится узнать новое, то и детям с ним будет интересно. Он сможет дать им намного больше, чем заложено в школьной программе.

Досье
Кугаевский Анатолий Анатольевич - учитель, высшая кв. категория. Образование, квалификация: высшее, математика и физика. Почетное звание - заслуженный учитель Российской Федерации.