У кого никогда не получится сдать ЕГЭ по литературе. Интервью с педагогом

Литература - один из самых невыбираемых предметов: нужно владеть огромным объемом информации. © / Лилия Теликова / Из личного архива

Весна - самое напряженное время года для школьников. Впереди у выпускников Единый государственный экзамен. Стресс, волнение, бессонные ночи перед экзаменами и томительные ожидания результатов.

   
   

О том, можно ли наверстать упущенные знания, без репетитора подготовиться к экзамену и почему литературу выбирают только «самые стойкие», корреспондент «АиФ-Тюмень» Сирень Бабаева узнала у учителя русского языка и литературы лицея № 93 Лилии Теликовой.

Влюбленные в предмет

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: У вас есть опыт подготовки стобалльников по ЕГЭ. Поделитесь, в чем секрет успешной сдачи экзамена?

Лилия Теликова: Да, одна ученица у меня сдавала экзамен по русскому языку на 100 баллов, есть и такие ребята, которым до максимального результата не хватило всего чуть-чуть. Это не только моя заслуга, прежде всего это результат труда детей. Как бы ни хотелось, но вложить свои мозги в чужую голову невозможно.

Секрет есть: во-первых, любить русский язык, если ребенок его не любит, то никогда не сдаст экзамен на высокий балл. Нужно иметь и хоть небольшой талант к языку. Также учеба должна быть систематической, если работать от случая к случаю, ничего не получится.

- А можно ли привить любовь к языку?

   
   

- Можно, особенно к литературе любовь прививается в первую очередь дома, родителями. Ведь ребенок начинает читать намного раньше, чем приходит в школу. Но и учитель играет не последнюю роль. Если он неравнодушен к своему предмету, то полкласса точно заинтересуется.

И еще, более чем за тридцатилетний опыт работы в школе я заметила, что дети любят предмет, если любят учителя, даже если это сложные алгебра или химия. У нас в этом году пришла учительница физики, несмотря на то, что это тяжелейший предмет, дети просто влюблены в него из-за Татьяны Владимировны. На мой взгляд, закономерность четкая.

- Вы, как учительница литературы, наверное, больше всех замечаете, что дети стали меньше читать?

- Дети стали меньше читать, несомненно, но это не их вина, сколько общая беда. Благодаря тому, что мы сегодня имеем массу возможностей круглосуточно сидеть в интернете, у них нет интереса и потребности к чтению. Но сказать, что все массово не читают, я не могу. У меня есть ученики в 9-м классе, которые запойно читают зарубежную литературу, русскую классику прямо на переменах. Могут сидеть во время урока с книжкой под партой. Мне кажется, это идет из семьи, учитель своим волевым решением не может заставить читать, как бы ему этого ни хотелось. Ему остается только заинтересовать. У меня есть свой секрет в преподавании литературы.

Любовь к литературе прививается в первую очередь дома, но и учитель играет важную роль. Фото: Из личного архива/ Лилия Теликова

Кроме учебных занятий, я с ребятами занимаюсь театром, мы ставим постановки по различным произведениям. В основном берем те, которые в школе не изучаются. Дети, чтобы понять, сыграть на сцене, должны прочитать это произведение. Так, мы познакомились с «Отверженными», «Собором Парижской богоматери», хоккейный класс читал «А завтра была война» Бориса Васильева. Раз ставим спектакль, им нужно знать, о чем произведение.

На экзамене очень многие приводили примеры по этим произведениям, потому что хорошо их поняли и помнят содержание. Так тоже можно прививать любовь к чтению, но массово такой метод, конечно, не применить.

Классики стало меньше

- В последние годы школьная программа часто меняется. Вы, как учитель, согласны с такими переменами?

- Я бы и в программе по литературе кое-что поменяла. Особенно в начальной школе. Сейчас в нее включены современные авторы и нет многих классиков, на которых мы все выросли. Например, в 5-м классе убрали «Дети подземелья», замечательная повесть, которая воспитывала, многому учила, зато вставили произведения, которые детям не очень понятны. Возможно, поэтому и нет особого интереса. Конечно, программа требует изменений, но рассказов, повестей, которые учат состраданию, честности, заставляют ребенка переживать за героя, - становится все меньше.

Также сейчас многие произведения небольшие по объему, буквально на один урок, я считаю, что нужно погружаться в то, что читаешь. Кстати, именно такие произведения потом и запоминаются. Каждый помнит «Капитанскую дочку», «Тараса Бульбу», «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», потому что их разбирали, изучали несколько уроков подряд. Да, может быть, не все поняли, о чем они, кто-то, может быть, читал «по диагонали», но в памяти они отложились. А спросите про те произведения, которые изучали за один урок - не назовут ни автора, ни названия, потому что за сорок минут занятия еще не сформировалось представление.

Мы не вправе изменить программу, но можем сказать, что преподавать литературу стало труднее. С одной стороны, у детей нет желания читать, а с другой - они, наверное, не видят пользы в ней. Ведь любая информация сейчас доступна нажатием одной кнопки.

- Правда ли, что те дети, которые много читают, грамотнее?

- Связь между чтением и литературой есть, но она не абсолютная. Правда, такая закономерность наблюдается. Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Может быть, в отношении грамотности и будут какие-то проблемы, потому что она связана со знанием правил, но письменно выражать свои мысли книголюбам легко, слог у них лучше, чем у тех, кто совсем не читает. Те, бывает, и двух слов сказать не могут.

Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Фото: pixabay.com

Научить учиться

- Как вы считаете, какая форма экзаменов лучше: ЕГЭ или устные, как было раньше?

- Было бы лучше, если бы мы устно беседовали с детьми, как раньше. Но, с другой стороны, тот же ЕГЭ по литературе позволяет выяснить уровень понимания текста, в принципе, этого достаточно.

Но есть дети, которым письменная речь дается очень сложно, устно они могут изложить свои мысли, а оформить их на бумаге - проблематично. Это становится камнем преткновения, и поэтому литературу они не выбирают. Вообще, литература - один из самых невыбираемых предметов, потому что нужно владеть огромным объемом информации. Чтобы сдать ЕГЭ по литературе в 11-м классе, нужна программа с 6-го класса, это предельно сложно. Очень многое нужно не просто знать, но и прочитать.

- А можно наверстать упущенное перед экзаменами?

- Практически нет. Если у ученика нет базы, то просто нереально. Если она есть, но на каком-то этапе он просто что-то пропустил, то наверстать упущенное при желании можно. Прежде всего должна быть хорошая база начальной школы и 5-6 класса, когда закладываются основы изучения языка. Но без стараний самого ребенка ничего не сделать.

- А что подразумевается под базой, это набор каких-то правил или навыков?

- База закладывается в начальной школе. И здесь очень важно, к какому учителю ты попал, сумеет ли он заинтересовать, направить. Речь идет не о том, чтобы с первого класса и до конца жизни запомнить правила, а о том, какие навыки ученик обретет. Он должен научиться трудиться, быть усердным, уметь найти информацию, сначала сделать уроки, а потом развлекаться. Именно эти дети, которых научили учиться, и успешны в дальнейшем.

- Можно ли подготовиться к экзамену без репетитора?

- Можно, сейчас есть много пробных работ, сайтов в интернете, в конце концов можно просто обложиться книгами. Все зависит от желания ребенка. Да, помощь учителя ему тоже нужна, но для проверки, подсказки, чтобы направить в верную сторону.

У меня были такие случаи, когда дети сами занимались и успешно сдавали экзамен. В прошлом году из всего 11 класса всего три человека ходили к репетитору, остальные готовились сами и все сдали хорошо.

- Лилия Владимировна, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума?

- ЕГЭ - это не так страшно, как преподносят. Если человек идет к нему целенаправленно, знает, что его ждет, готовится, то это абсолютно нормально. Я считаю, что чаще всего нагнетают обстановку родители, которые иногда даже не знают, как проходит экзамен. Детей к нему готовят, репетируют и относятся спокойнее. Да, они волнуются, но это нормальное состояние перед любым экзаменом. Тем более если не сдал ЕГЭ, то можно пересдать, подать апелляцию, если не согласен с результатами. Все же это больше истерия бывает у родителей, которые говорят ребенку: «Вот ты не сдашь, не поступишь в вуз и будешь работать дворником», но, с другой стороны, хороший дворник - тоже нужная профессия, без нее никак. А если не в вуз, то можно поступить в техникумы.

Чтобы сдать ЕГЭ - нужно работать еще и дома, а не только в школе. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

- Сейчас многие просто уходят после девятого класса, чтобы не сдавать экзамен, это выход из ситуации?

- Если ребенок знает, что не сможет сдать экзамен, - да. Тем же, кто идет учиться в 10-11 классы, нужно трезво оценивать свои силы и знания. Очень часто в 10-й класс приходят дети, которые не только не в состоянии сдать ЕГЭ, но им тяжело даже программу освоить, и ЕГЭ для них - катастрофа. Ну, а те, кто осознанно выбирает учебу в 10-11 классах, должны понимать, что за два года наверстать упущенное невозможно, нужно трудиться постоянно, стабильно, систематически готовить себя к ЕГЭ. Большинству нужно работать еще и дома, а не только в школе. Если есть возможность, пожалуйста, нанимайте репетитора. Но все решает только труд, другого варианта нет. Уповать на везение не надо, это из области сказки.