Примерное время чтения: 6 минут
70

Скользкая история. Можно ли зимой отказаться от соли на дорогах?

Густаво Зырянов / Сиб.фм

Ежегодно «соленые» дороги вызывают недовольство и споры среди жителей городов. Одни за то, чтобы при первом же снегопаде проезжую часть и тротуары обрабатывали реагентами, другие — категорически против. Первые в качестве аргумента приводят безопасность автомобилистов, вторые — вред реагентов для экологии, животных, обуви, кузова машин и пр. Действительно ли соль так вредна и есть ли альтернатива — в материале tmn.aif.ru.

«Безопасность не доказана»

В этом году власти Тюмени решили меньше «солить». Обрабатывать тротуары не будут, только при необходимости, например, на перекрестках. От гололеда пешеходов должна защитить гранитная крошка. А на проезжей части автомобилистов по-прежнему будет спасать техническая соль — галит. В России ее используют больше полувека. Этот материал считается одним из самых доступных и привычных.

«Поскольку галит работает только при температуре воздуха до −10-12 градусов, то для расширения температурного диапазона использования его смешивают с песком. Такое сочетание, конечно, повышает сцепление колес с дорогой, но в целом для городов, особенно миллионников, — не лучшее решение. Песко-соляная смесь, в состав которой входит галит, не позволяет содержать дороги в черном асфальте в соответствии с требованиями ГОСТа», — говорит исполнительный директор Национальной ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова.

Добавляет смесь проблем и по весне — необходимо убирать песок и прочищать ливневки, что приводит к дополнительным расходам из бюджета. По словам эксперта, согласно ГОСТу, применяемые в городах противогололедные материалы должны иметь положительное заключение государственной экологической экспертизы для обеспечения, в том числе экологической безопасности. Но на сегодняшний день ни один производитель технической соли не получил такое заключение на свою продукцию.

Большинство сторонников «соленых» дорог, как ни странно, автомобилисты, при этом галит нещадно уничтожает кузов машины. Ведь в его составе, в отличие от современных противогололедных реагентов, нет специальных биофильных добавок и ингибиторов коррозии, которые бы снижали агрессивное воздействие на транспортные средства, металлические и мостовые конструкции.

«Соль ускоряет коррозию металлов, особенно в сочетании с водой и кислородом. Она образует электролит, который усиливает процессы окисления на металлических поверхностях. Это приводит к появлению ржавчины на днище, арках колес, порогах и других частях автомобиля, — объясняет инженер ПТО НПФ „Техсмарт“ Айдар Газизов. — Особенно опасны смеси, содержащие не только хлорид натрия, но и хлориды кальция или магния, которые обладают высокой гигроскопичностью и могут притягивать влагу даже из воздуха».

Пусть и косвенно, но соль способствует и появлению трещин на асфальте. От песко-соляной смеси снег подтаивает сильнее, а попавшая в поры дорожного полотна вода, замерзая, разрушает его.

«Главная причина порчи асфальта — физический процесс замерзания и таяния льда. В твердом агрегатном состоянии вода расширяется и разрывает полотно. За зиму такие процессы могут происходить неоднократно, приводя к образованию трещин и ям на дорогах», — добавляет Юлия Антонова.

Грязные снежки

Боль и страдания соль на дорогах причиняет животным. От реагентов у них трескаются подошвенные подушечки, зализывая лапы, они могут отравиться.

«Кроме того, антигололедные покрытия вызывают у собак различные виды дерматитов, например, межпальцевый. Проявляется это покраснением или появлением пузырьков между пальцами, гнойных ран, отеков, общей вялости и хромоты собаки. Во время лечения таких заболеваний необходимо следить, чтобы питомец не разлизывал место поражения, — говорит старший преподаватель кафедры зоотехнии ФКОУ ВО Пермского института ФСИН России Наталья Старцева. — Воспаления кожного покрова, трещины, язвы, отек слизистых, опухание морды, выделения из носа и глаз, повышенное слюноотделение — все это неспецифические признаки реакции на противогололедные средства. К специфическим относят диарею, рвоту, апатию и отказ от еды».

Сказываются реагенты и на здоровье людей. Автомобильные покрышки при истирании выделяют химические компоненты, например, углерод, серу или оксид кремния. В результате трения от них отделяются мелкие частицы, которые смешиваются с компонентами противогололедного реагента. В сухую погоду ветер раздувает едкую пыль, которая попадает в верхние дыхательные пути и глаза.

«Реакция на реагенты может проявляться в виде аллергии и раздражений, поэтому во время потепления рекомендуется носить маски или же закрывать шарфом дыхательные пути. При таянии вредные химикаты попадают в почву, испаряются и могут попасть в организм человека. Стоит помнить, что контакт с реагентами происходит, например, во время игры в снежки с грязным снегом или прикосновения к обуви. Поэтому лучше всего надевать перчатки или варежки, чтобы минимизировать риск взаимодействия с противогололедными средствами», — рассказывает заведующая кафедрой охраны окружающей среды ПНИПУ Лариса Рудакова.

Огуречный рассол и кофейный жмых

Регионов, где соль практически не используется, мало. В основном, это Крайний Север и Дальний Восток, где из-за сильных морозов этот химикат бесполезен. Там отдают предпочтение песчано-гравийным смесям, а в Якутии зимой дороги посыпают песком.

Эксперты отмечают, что в большинстве регионов страны полностью обойтись без соли не получится. Причина проста: нет такого количества людей и техники, чтобы оперативно очистить городские улицы от снега и предотвратить образование наледи. Альтернативой соли могут стать современные противогололедные реагенты, которые уже используются в крупных городах: Москве, Казани, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге.

«Они эффективны при низких температурах, их можно использовать превентивно и при любых погодных условиях, что сокращает объемы применения реагентов и ускоряет противогололедную обработку. К тому же после их использования не остается грязи, при условии, что их не смешивают с песком», — отмечает Юлия Антонова.

По словам Айдара Газизова, вместо галита можно использовать песчано-гравийные смеси, механически повышающие сцепление машин с дорогой, ацетаты и формиаты — более дорогие, но менее агрессивны для металлов и окружающей среды реагенты и биодобавки, сделанные на основе органических отходов, например, жмыха свеклы.

Дороги с подогревом или использование противогололедного асфальта, в который добавляется поваренная соль, до 5% от общего объема, могут стать еще одной альтернативой галиту.

Лариса Рудакова приводит и «экзотические» способы борьбы с гололедом на дорогах: отработанный огуречный рассол и кофейный жмых — бюджетная альтернатива гальке или мраморной крошке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах