197 лет назад, 1 декабря, состоялся суд над композитором Александром Алябьевым. Долгие годы сибисркий «соловей» был в заточении, под гнетом власти, оторван от музыкального мира и семьи. Всему причиной — обвинение в убийстве, которое разделило его жизнь на до и после. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Пламенные вечера
Александр Алябьев — потомок древней династии. Музыкант родился в Тобольске в 1787 году. Предки пианиста обосновались в Российском царстве еще в XVI веке, когда переехали из Польши на службу к отцу Ивана Грозного.
«Род Алябьевых подарил стране немало достойных людей. Среди них и отец музыканта Александр Васильевич Алябьев. Он с честью нес службу в Преображенском полку, за что был удостоен звания полковника. В год рождения сына, которого он назвал в честь себя, Екатерина II доверила Алябьеву управлять Тобольской губернией. Особое внимание он обращал на развитие промышленности и судоходства. Основал в крае первую типографию, полотняную мануфактуру, а также первый в Сибири театр», — рассказала хозяйка частного музея советского быта и музея-усадьбы «Дом колхозника» в Маранке Оксана Климерова на историческом ужине Лидии Носовой.
27 апреля 1788 года в Тобольской губернии случился страшный пожар. Природа подливала масло в огонь — сильный ветер помог стихии охватить большую территорию за считаные минуты. Дым застилал солнце несколько дней.
«Последствия были трагичны — погиб 41 житель, выгорели десятки домов, церквей. Сгорел архив с делами сибирских воевод. Пострадал и дворец, в котором жила семья Алябьевых. На момент происшествия будущему музыканту исполнилось всего девять месяцев. Маленького Сашу вынесли из горящего дома в большом шерстяном тулупе», — дополняет Оксана.
Не сразу, но край вернулся к привычной жизни благодаря усилиям губернатора Алябьева. Александр Васильевич организовал сбор средств и чудом смог собрать большую сумму на постройку новых домов для погорельцев.
В семье Алябьевых всячески способствовали развитию культуры, в том числе и музыки. Саша с малых лет владел французским и немецкими языками. Хорошо знал географию, математику и историю. Нередко сидел за клавишным инструментом, исполняя классические произведения. В 1804 году он становится воспитанником благородного пансиона в Москве, где получает уроки от именитого ирландского композитора Джона Филд.
«Служить бы рад...»
В 1810 году музыкант издает первые сочинения — «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса, ставшие едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.
«Позже, когда Саше исполнилось 14 лет, он был зачислен на службу по горному ведомству. В это время его отец президентствовал в Берг-коллегии — органе управления всей горной отрасли империи. Тем не менее сын покровительством не пользовался. Когда в 1812 году началась Отечественная война, буквально через месяц будущий музыкант записался в добровольцы и ушел в эскадрон», — рассказывает Климерова.
В конце 1812 года Алябьев активно действует в составе партизанского соединения Дениса Давыдова. Александр участвует во взятии Дрездена, а также в битве под Лейпцигом, где вместе с другими одерживает победу над Наполеоном.
В иркутском гусарском полку Алябьев обретает боевого друга — младшего офицера Александра Грибоедова, того самого знаменитого писателя. Если верить слухам, афоризм главного героя «Горя от ума» Александра Чацкого — «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — литератор услышал от своего товарища Алябьева.
Словно птица в клетке
В 1823 году подполковник Алябьев уходит в отставку. В это время Александр окружает себя светским обществом: музыкантами, литераторами и артистами, среди которых были будущие декабристы. Однако в 1825 году жизнь композитора круто изменилась.
«Несмотря на большую популярность карточных игр среди дворян и крестьян, государство запрещало такой досуг. Вопреки этому в доме Александра Алябьева состоялась большая игра в карты. Среди гостей музыканта был его приятель, помещик Тимофей Времев. Мужчина проиграл внушительную сумму, после чего обвинил всех своих противников в шулерстве. Алябьев, к слову, совсем не игравший в тот день, дал гостю несколько пощечин, после чего тот ушел. Следующим утром незадачливый игрок отдал концы — инфаркт», — говорит Оксана Климерова
![](https://static1-repo.aif.ru/1/72/2852867/c/f490fcf8411858f0e1da4fb538363112.webp)
Времева хоронят в Симановском монастыре. Но этим дело не заканчивается. Обер-полицмейстер Ровинский доносит генералу кавалерии Голицыну о том, что бедняга умер от рук Алябьева после азартных игр. Император Александр I был наслышан о вздорном характере музыканта и дал делу серьезных ход.
«Следствие тянулось три года, все это время композитор сидел в одиночной камере, суровой и холодной, из-за чего здоровье музыканта стало ухудшаться. Алябьев начал слепнуть и глохнуть, но сохранил волю к жизни и даже смог выхлопотать себе фортепиано», — рассказывает Оксана.
Именно в тюремной застенке композитор написал знаменитый романс «Соловей».
Шел к успеху?
1 декабря 1827 года. На суде Алябьева лишают чинов и наград. Отправляют в Сибирь. Местом исправительных работ и церковным покаянием становится Тобольск.
«Современники утверждают, что у Алябьева было прекрасное чувство юмора. Когда ему оглашали приговор, он расхохотался, чем сильно смутил судью. На вопрос — „Отчего вы так веселы, сударь?“ — он ответил: „Вы ссылаете меня туда, где прошло мое детство и отрочество. Край мне до боли знакомый и родной“», — дополняет Климерова.
Александр Алябьев жил в приходе Захарьевской церкви, где каялся местному священнику в своих «дуростях по молодости». Его отец не застал сыновьей трагедии. Александр Васильевич умер в 1822 году.
«Музыкант хорошо был принят в высшем обществе Тобольска, его любили и весьма уважали. Он писал прекрасную церковную и военную музыку», — рассказывает Оксана.
В Тобольске Алябьев находился под надзором губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова — ценителя искусства. Мужчина много хлопотал для музыканта, дабы тот развивал местную культуру.
Так, Александр Александрович создал в Тобольске симфонический оркестр и начал устраивать концерты для сибиряков. Его музыка звучала и на сценах столичных театров, во время пьес зрители слышали произведения композитора «Учитель и ученик», «Две записи», «Хлопотун» и «Новая шалость».
В 1843 году Алябьеву наконец-то разрешат посетить Москву под пристальным надзором полиции. Дворянского звания композитору не вернули, до конца своих дней он прожил в статусе опального.
В 1851 году Александра Алябьева не стало, его похоронили в родовой усыпальнице на территории Симановского монастыря. В 30-е годы могилу музыканта подорвали и уничтожили большевики.
В ТЕМУ
В музыкальной шкатулке сибирского «соловья» более 200 романсов, 6 опер и 20 мюзиклов. Полюбившимися многим стали «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на текст Козлова и, конечно, романс «Соловей» на слова А. А. Дельвига, который можно услышать в фильме «Курьер» 1986 года.