Примерное время чтения: 8 минут
853

Роковая пощечина. Как карточная игра перевернула жизнь композитора Алябьева

А. А. Алябьев. Литография Ф. Бартольди по рисунку Г. П. Гельмерсена. 1834.
А. А. Алябьев. Литография Ф. Бартольди по рисунку Г. П. Гельмерсена. 1834. Большая Российская энциклопедия

197 лет назад, 1 декабря, состоялся суд над композитором Александром Алябьевым. Долгие годы сибисркий «соловей» был в заточении, под гнетом власти, оторван от музыкального мира и семьи. Всему причиной — обвинение в убийстве, которое разделило его жизнь на до и после. Подробнее в материале tmn.aif.ru

Пламенные вечера

Александр Алябьев — потомок древней династии. Музыкант родился в Тобольске в 1787 году. Предки пианиста обосновались в Российском царстве еще в XVI веке, когда переехали из Польши на службу к отцу Ивана Грозного.

«Род Алябьевых подарил стране немало достойных людей. Среди них и отец музыканта Александр Васильевич Алябьев. Он с честью нес службу в Преображенском полку, за что был удостоен звания полковника. В год рождения сына, которого он назвал в честь себя, Екатерина II доверила Алябьеву управлять Тобольской губернией. Особое внимание он обращал на развитие промышленности и судоходства. Основал в крае первую типографию, полотняную мануфактуру, а также первый в Сибири театр», — рассказала хозяйка частного музея советского быта и музея-усадьбы «Дом колхозника» в Маранке Оксана Климерова на историческом ужине Лидии Носовой.

27 апреля 1788 года в Тобольской губернии случился страшный пожар. Природа подливала масло в огонь — сильный ветер помог стихии охватить большую территорию за считаные минуты. Дым застилал солнце несколько дней.

«Последствия были трагичны — погиб 41 житель, выгорели десятки домов, церквей. Сгорел архив с делами сибирских воевод. Пострадал и дворец, в котором жила семья Алябьевых. На момент происшествия будущему музыканту исполнилось всего девять месяцев. Маленького Сашу вынесли из горящего дома в большом шерстяном тулупе», — дополняет Оксана.

Не сразу, но край вернулся к привычной жизни благодаря усилиям губернатора Алябьева. Александр Васильевич организовал сбор средств и чудом смог собрать большую сумму на постройку новых домов для погорельцев.

В семье Алябьевых всячески способствовали развитию культуры, в том числе и музыки. Саша с малых лет владел французским и немецкими языками. Хорошо знал географию, математику и историю. Нередко сидел за клавишным инструментом, исполняя классические произведения. В 1804 году он становится воспитанником благородного пансиона в Москве, где получает уроки от именитого ирландского композитора Джона Филд.

«Служить бы рад...»

В 1810 году музыкант издает первые сочинения — «Новый французский романс с аккомпанементом для фортепиано» и два фортепианных вальса, ставшие едва ли не самыми ранними образцами русской камерной инструментальной и вокальной музыки.

«Позже, когда Саше исполнилось 14 лет, он был зачислен на службу по горному ведомству. В это время его отец президентствовал в Берг-коллегии — органе управления всей горной отрасли империи. Тем не менее сын покровительством не пользовался. Когда в 1812 году началась Отечественная война, буквально через месяц будущий музыкант записался в добровольцы и ушел в эскадрон», — рассказывает Климерова.

В конце 1812 года Алябьев активно действует в составе партизанского соединения Дениса Давыдова. Александр участвует во взятии Дрездена, а также в битве под Лейпцигом, где вместе с другими одерживает победу над Наполеоном.

В иркутском гусарском полку Алябьев обретает боевого друга — младшего офицера Александра Грибоедова, того самого знаменитого писателя. Если верить слухам, афоризм главного героя «Горя от ума» Александра Чацкого — «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — литератор услышал от своего товарища Алябьева.

Словно птица в клетке

В 1823 году подполковник Алябьев уходит в отставку. В это время Александр окружает себя светским обществом: музыкантами, литераторами и артистами, среди которых были будущие декабристы. Однако в 1825 году жизнь композитора круто изменилась.

«Несмотря на большую популярность карточных игр среди дворян и крестьян, государство запрещало такой досуг. Вопреки этому в доме Александра Алябьева состоялась большая игра в карты. Среди гостей музыканта был его приятель, помещик Тимофей Времев. Мужчина проиграл внушительную сумму, после чего обвинил всех своих противников в шулерстве. Алябьев, к слову, совсем не игравший в тот день, дал гостю несколько пощечин, после чего тот ушел. Следующим утром незадачливый игрок отдал концы — инфаркт», — говорит Оксана Климерова

Фото: Нацпроект «Культура»

Времева хоронят в Симановском монастыре. Но этим дело не заканчивается. Обер-полицмейстер Ровинский доносит генералу кавалерии Голицыну о том, что бедняга умер от рук Алябьева после азартных игр. Император Александр I был наслышан о вздорном характере музыканта и дал делу серьезных ход.

«Следствие тянулось три года, все это время композитор сидел в одиночной камере, суровой и холодной, из-за чего здоровье музыканта стало ухудшаться. Алябьев начал слепнуть и глохнуть, но сохранил волю к жизни и даже смог выхлопотать себе фортепиано», — рассказывает Оксана.

Именно в тюремной застенке композитор написал знаменитый романс «Соловей».

Шел к успеху?

1 декабря 1827 года. На суде Алябьева лишают чинов и наград. Отправляют в Сибирь. Местом исправительных работ и церковным покаянием становится Тобольск.

«Современники утверждают, что у Алябьева было прекрасное чувство юмора. Когда ему оглашали приговор, он расхохотался, чем сильно смутил судью. На вопрос — „Отчего вы так веселы, сударь?“ — он ответил: „Вы ссылаете меня туда, где прошло мое детство и отрочество. Край мне до боли знакомый и родной“», — дополняет Климерова.

Александр Алябьев жил в приходе Захарьевской церкви, где каялся местному священнику в своих «дуростях по молодости». Его отец не застал сыновьей трагедии. Александр Васильевич умер в 1822 году.

«Музыкант хорошо был принят в высшем обществе Тобольска, его любили и весьма уважали. Он писал прекрасную церковную и военную музыку», — рассказывает Оксана.

В Тобольске Алябьев находился под надзором губернатора Западной Сибири Ивана Вельяминова — ценителя искусства. Мужчина много хлопотал для музыканта, дабы тот развивал местную культуру.

Так, Александр Александрович создал в Тобольске симфонический оркестр и начал устраивать концерты для сибиряков. Его музыка звучала и на сценах столичных театров, во время пьес зрители слышали произведения композитора «Учитель и ученик», «Две записи», «Хлопотун» и «Новая шалость».

В 1843 году Алябьеву наконец-то разрешат посетить Москву под пристальным надзором полиции. Дворянского звания композитору не вернули, до конца своих дней он прожил в статусе опального.

В 1851 году Александра Алябьева не стало, его похоронили в родовой усыпальнице на территории Симановского монастыря. В 30-е годы могилу музыканта подорвали и уничтожили большевики.

В ТЕМУ

В музыкальной шкатулке сибирского «соловья» более 200 романсов, 6 опер и 20 мюзиклов. Полюбившимися многим стали «Зимняя дорога», «Два ворона» на стихи Пушкина, «Вечерний звон» на текст Козлова и, конечно, романс «Соловей» на слова А. А. Дельвига, который можно услышать в фильме «Курьер» 1986 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах