Примерное время чтения: 8 минут
1057

Привет, овербукинг! Имея билет на самолет, можно не попасть на борт

Авиакомпании знают примерное число отказников на регулярные рейсы
Авиакомпании знают примерное число отказников на регулярные рейсы / albert22278 / pixabay.com

Сезон отпусков в самом разгаре, но долгожданная поездка может быть испорчена по независящим от туриста причинам. Одна из неприятностей - овербукинг авиабилетов и номеров в отелях. Корреспондент «АиФ-Тюмень» пообщалась с директором одной из тюменских туристических компаний и узнала, когда чаще всего можно столкнуться с овербукингом и что это такое.

Мест нет

На регулярные рейсы авиакомпании продают примерно на 20% билетов больше, чем есть мест в самолете. Это распространенная практика и подстраховка на случай, если кто-то из пассажиров сдаст билеты, передумает лететь, опоздает на рейс - одним словом, не полетит. Авиакомпании знают примерное число отказников на регулярные рейсы и это как раз примерно те самые 20%. Обычно расчеты авиакомпаний оказываются верны, но в так называемые пиковые сезоны могут быть промахи. Вот и получается: у пассажира билет есть, а места в самолете нет.

Чаще всего столкнуться с овербукингом можно на Новый год, майские праздники и в августе. В этом время во время регистрации действует принцип «кто первый встал, того и тапки». Подстраховаться от перепродаж практически невозможно, если только не приезжать на регистрацию заранее и не занимать очередь одним из первых. Подстраховать может и онлайн регистрация, в этом случае на руках у туриста есть посадочный талон. Незарегистрированные через интернет пассажиры при регистрации просто не смогут получить посадочный талон, потому что программа будет показывать, что рейс заполнен. Однако онлайн регистрация есть не у всех авиакомпаний. Есть у овербукинга и свои нюансы. Так, если перепродажа произошла на международных рейсах, практически все авиакомпании отдадут предпочтение жителям своей страны и их возьмут на борт, а гости останутся сидеть в аэропорту и ждать.

Онлайн-регистрация есть не у всех авиакомпаний. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Выход из этой ситуации только один - предоставление другого рейса. По договору авиакомпания обязана доставить пассажиров в пункт назначения, а вот, как и каким маршрутом - другой вопрос. Это могут быть стыковочные рейсы, более длинный маршрут, но она должна доставить туда, куда пассажир купил билет», - рассказала директор тюменской туристической компании Елена Бурулёва.

Если позволяет визовый режим, туристам предлагают задержаться в этой стране и предоставляют гостиницу. Более серьезные авиакомпании предлагают утешительные бонусы: повышение класса, бесплатный перелет. Если у пассажира билет на эконом-класс, то его могут пересадить в бизнес-класс при наличии там мест.

«Если же визовый режим не позволяет задержаться, тогда стараются доставить до конечного маршрута хоть пятью стыковочными рейсами. Я в этой сфере работаю более пятнадцати лет, но на моей практике не было ни одного случая, чтобы туристов бросали. Овербукинги - да, были, но выход из этой ситуации всегда находили», - говорит Елена Бурулёва.

Чаще всего с овербукингом можно столкнуться на стыковочных рейсах в больших хабах, где идет пересортировка направлений. Например, очень много стыковок в Москве, Дубае, Бангкоке, Мюнхене, Франкфурте, Мадриде, Париже, Лондоне. Также перепродажа вероятнее на рейсах крупных авиакомпаний и только на регулярных рейсах, на чартерные рейсы нельзя продать на 20% больше мест.

Тюмень, пляж
Ажиотажа на российские направления в этом году нет. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

Вам в другой отель

Столкнуться с овербукингом можно и в отелях. Они тоже подстраховываются и продают больше номеров в отелях, чем могут разместить, также овербукинг у них может случиться из-за сбоя в программе. Отели бронируются онлайн тысячами туркомпаний, и в какой-то момент программа срабатывает неправильно. Однако курортные отели более прагматичные в этой ситуации, так как овербукинги обходятся им намного дороже, чем авиакомпаниям. Ведь туристы проводят у них не пару часов, как на борту самолета, а несколько дней и недель.

По словам Елены Бурулёвой, если случается овербукинг отеля, то по любому договору, независимо от того, через кого турист оформлял путевку, ему должны предложить отель такой же категории либо выше. Здесь претензии туриста о том, что он хотел именно этот отель, этот номер, не проходят. Как правило, стараются переселять в отели получше и предлагают бесплатные «шоколадки»: отдых в СПА, экскурсии. И бонус равен ущербу нанесенному клиенту, но «степень тяжести» ущерба оценивается с точки зрения руководства отеля.

Столкнуться в овербукингах можно и в отелях. Фото: pixabay.com

Чтобы оградить себя от подобных сюрпризов, можно прозванивать отели, уточнить все десятки раз, перепроверить, но овербукинг - это дело случая и вопрос везения. При перепродаже клиенты ничего не доплачивают и регулируется неприятная ситуация исключительно за счет кармана авиакомпании или отеля. Туристы имеют право соглашаться или не соглашаться с предлагаемыми вариантами, устраивать скандалы, грозиться подать в суд, но иного выхода, кроме как искать компромиссы - нет.

Как правило, авиакомпании и отели чуть ли не с первого взгляда понимают, что за клиент перед ними, как он может себя повести и что ему можно предложить, чтобы не довести до суда. Кстати, подобные иски редко выигрывают, как правило, суд считает компенсацию, предоставленную авиакомпаниями и отелями достаточной.

Кстати

А с чем еще могут столкнуться туристы?

Коридор закрыт

Если по воздушному коридору летит правительственный борт или официальная делегация, то с целью безопасности перекрываются все коридоры, находящиеся рядом. В этом случае туристам придется подождать, пока VIP-самолеты не пролетят и вылет обычным пассажирским самолетам не разрешат.

Бастуют

Забастовки авиакомпаний очень часто случаются в Европе и это как раз проблема регулярных рейсов. При перелете на чартере с забастовками не столкнуться. Но если бастуют авиадиспетчеры, то достается всем: и чартерным, и регулярным рейсам.

Дала сбой

Технический сбой системы перелетов - еще одна неприятность, с которой могут столкнуться туристы.  Вместо одного самолета могут прислать совершенно другой борт, который окажется той вместимости, не той компоновки мест и тогда, рядом посидеть с родными, друзьями в самолете не получится.

В этом году тюменцы выбирают несезонные направления.
В этом году туристы выбирают несезонные направления. Фото: АиФ/ Алексей Косенчук

Справка
Овербукинг (англ. Overbooking), а также сверхбронирование, перебронирование, перепродажа - стратегия сбыта товаров (услуг), при которой поставщик товаров (услуг) принимает на себя больше обязательств по поставке товара (предоставлению услуг), чем может выполнить, в расчете на то, что не все из взятых обязательств действительно придется выполнять.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах