Сегодня, 6 августа, тысячи людей по всей стране отмечают День железнодорожника. Праздник объединяет самые разные специальности: машинисты, инженеры, проводники, диспетчеры и ремонтники. Все они ежедневно выполняют невероятную и слаженную работу, чтобы железные артерии России работали без перебоев и заминок. Подробнее в материале tmn.aif.ru.
«Бегаешь больше, чем ездишь»
С детства тысячи детей с интересом начинают наблюдать за тем, как трудятся взрослые: кто-то часами мог стоять и смотреть на работу экскаваторщика или тракториста, другие дети не могли оторваться от рассекающих небо самолетов. Конечно же, были и те, кто любил смотреть на проезжающие мимо поезда.
Монструозные, по ребячьим меркам, машины привлекли когда-то и Антона Тимофеева. Будучи мальчишкой, он вставал по утрам и просил отвести его на вокзал, где он разглядывал прибывающие составы. День за днем интереса было только больше, и увлечение переросло в цель: самому управлять этими составами.
Путь, прямо говоря, выдался тернистый. Можно сказать, что стать машинистом ничуть не проще, чем стать пилотом самолета - ответственности столько же, равно как и трудностей. Антону тоже через многое предстояло пройти: изнурительные медкомиссии, где кандидатов пристально изучают с пяток до затылка, затем работа помощником машиниста, продлившаяся 7,5 лет.
В 2021 году его повысили и перевели из помощников - Антон получил свой первый самостоятельный рейс. Причем «водить» приходилось как пассажирские поезда, будучи помощником, так и «товарняки». Последние пару лет он работает исключительно на последних.
Работа, признается он, непростая. Минусы в ней найти не сложно, особенно если работой не горишь. Но плюсы, все же, перевешивают.
«Если говорить о преимуществах, в работе машиниста, да и в целом на железной дороге, это стабильный заработок, полный соцпакет, разовый билет в любую точку страны, которым можно воспользоваться раз в год. Некоторые плюшки от профсоюза», - поделился Тимофеев.
Самый главный минус, из очевидного, это ненормированный график. Особенно тяжело это дается тем, кого дома ждет семья:
«Конкретно в работе машиниста грузового движения есть трудности с планированием личного времени, между поездками - угадать, когда вернешься с поездки домой, и когда уже снова поедешь, практически нереально. Одним словом неопределенность».
Многие его коллеги, тем не менее отшучиваются: «В школе говорили: “Кто тебе будет платить за то, что ты сидишь и в окно смотришь?”. Ну, выходит, кто-то будет». Однако в этой шутке лишь доля правды.
«Бегать действительно приходиться больше, чем ездить. Даже когда и происходит все в штатном режиме, за любой автоматикой нужен постоянный контроль. Со стороны кажется что все просто. Но вот попробуйте, особенно посреди ночи, следить за приборами, и засыпать при этом вообще нельзя Только после этого уже можно делать выводы, легко это или нет», - говорит Антон.
«Думаем: лишь бы доехать без приключений»
В глазах рядовых горожан машинисты, пилоты самолетов и дальнобойщики вовсе считаются счастливчиками, мол работа у вас не только интересная, но и романтичная. Однако сами трудяги по-разному смотрят на такие заявления:
«Что касается романтики в пути, тут у каждого своего видение на это. Вообще, что машинист, что летчик, в пути больше озадачены тем, лишь бы прибыть из пункта А в пункт Б без всяких приключений. Мнение о том, что машинист ездит по всей России, естественно, неправда. В каждом депо есть конкретные участки обслуживания, на которых машинисты ведут поезда».
А приключения порой действительно случаются. Многих, например, интересует, что делают машинисты, если под поезд попал человек.
Как оказалось, протокол простой: после экстренного торможения машинист с помощником осматривают человека и убирают его с путей. После этого нужно доложить обо всем диспетчеру - он вызовет на место полицию и медиков. Если бедняга выжил, ему нужно оказать первую помощь, но случается такое редко. Далее бригада возвращается в кабину и едет на станцию - опаздывать в любом случае нельзя, стоять на путях - тем более.
«У меня, к счастью, такого не было, но от «стариков» слышал, что в новогодние праздники и детей сбивали. Животные чаще всего попадаются. Самое страшное - корову сбить, оленя и лося. После этого могут остаться серьезные повреждения. Да и просто сбить животное - мало приятного».
Как выяснилось, и сама техника нередко может подкинуть неприятностей. За всем глаз да глаз.
«Разные ситуации случались и случаются. Допустим, неисправность самого поезда. Например, непроизвольное срабатывание тормозов. Самая страшная ситуация - падение деталей на пути».
«Мнение о том, что машинист ездит по всей России - миф».
Вообще, как и в любой профессии, на железной работе есть суеверия и байки. При этом многие приметы можно назвать проверенными временем.
«Сам я, должен сказать, не суеверный. Но байки у машинистов есть. Если дают выходной - бери и отдыхай. Поедешь в свой выходной - обязательно попадешь в какой-нибудь круговорот не самых лучших событий. Так же с отпуском - когда предлагают съездить, лучше не соглашаться. Это часто случалось у людей, и у меня были в такие рейсы неприятности», - поделился Тимофеев.
Отметим, что в областной столице тягу к профессии воспитывают и в самых юных тюменцах. В региональном комплексе учебного центра детской железной дороги ребятишки с 2021 года осваивают основы ж/д-профессий. При этом знания они успевают применить на практике - летом подростки трудятся на малой магистрали, расположенной вблизи поселка Боровский.
В ближайшие годы львиная часть их коллектива отправится осваивать профессию уже в колледжах и университетах. Их путь к мечте легкой прогулкой назвать не получится, но со своим рвением они, как и Антон когда-то, добьются успехов, оказавшись в кабине поезда.