Лето — сезон свадеб. Это событие во все времена было особенным, праздновали его широко, с размахом. В крестьянских и купеческих домах к торжеству подходили ответственно, гостей старались удивить, порадовать, а на столы выставляли лучшие блюда. Как пела и плясала свадьба в Тобольской губернии, в материале tmn.aif.ru.
Пирог с головой петуха и курник-выгонщик
Свадебные блюда Тобольской губернии стали темой очередного «Исторического ужина» от Лидии Носовой, которая является автором этого проекта. В ресторане «Лодка» гостям презентовали блюда, часть которых была представлена на Всероссийском свадебном фестивале, проходившем на ВДНХ в рамках форума-выставки «Россия».
Одним из свадебных десертов, перекочевавших из Тобольской губернии на столы гостей ужина, стали маржетки — вид хвороста с соленой карамелью и сливочным маслом. Они символизировали изобилие, так как готовились в кипящем масле.
Еще одно особенное блюдо — блинчатый пирог. Вообще это считалось поминальным яством, но ведь и в свадьбе есть элемент утраты: девушка прощается с юностью и становится женщиной. Этот переход из одного статуса в другой и символизировало поминальное блюдо.
По словам Лидии Носовой, угощения на столах зависели от социального положения, возможностей семей молодоженов. Но имело значение еще и время года. Если брак заключался, например, весной, когда шел нерест рыбы, гостям подавали больше рыбных блюд.
«Но так как свадьбы чаще всего праздновали осенью, после сбора урожая, на столах были соленья, пироги с разными начинками, а порой весьма необычные. На крестьянских торжествах подавали пирог из свинины и с головой петуха. Это считалось именно свадебным блюдом. Но почему оно было именно таким, какое значение несла голова петуха, к сожалению, мы так и не смогли выяснить, — рассказывает Лидия. — Из напитков практически везде варили свое пиво. Подавалось оно всем гостям и чуть ли не к каждому блюду. Пенный напиток тогда лился рекой. А вот вина было мало. Еще одним из популярных напитков был квас».
Стол молодоженов украшал каравай — эквивалент современного свадебного торта. Украшали его ветками, обернутыми вокруг них кусочками теста. В Сибири это были ветки черемухи или яблони. Каждый гость мог взять с собой кусочек теста с веточки как символ изобилия и счастья.
Богаче и разнообразнее были свадебные столы в купеческих семьях. Гостей угощали диковинными заморскими блюдами: ананасы, апельсины, могли подать даже устрицы.
«Есть устрицы тогда было модно и, как сказали бы сейчас, чтобы быть в тренде, они тоже заказывали себе эти морепродукты. Известно, что один из купцов ел устрицы, несмотря на то что они ему жутко не нравились. Давился он ими, чтобы хотя бы в гастрономическом плане стать ближе к царской семье, так как устрицы подавали на столы Романовых», — говорит Лидия.
Краевед и историк Оксана Климерова подчеркивает, что все купцы были выходцами из крестьянского сословия, поэтому на столах с деликатесами соседствовали простые блюда, которые они привыкли есть с детства: речная рыба, тушеные овощи и др.
Были на свадьбах и блюда с намеком. Когда подавали курник или кисель, гостям давали понять — пора домой. Выпечку из курятины даже прозвали «курник-выгонщик».
Запутать нечистую силу
Крестьянские свадьбы подчинялись обрядам и различным суевериям. Например, в деревнях невеста должна была держать под левой подмышкой кусок мыла — свидетельство достатка в семье. Весь свадебный обряд, длившийся несколько часов, от встречи жениха и венчания до свадебный пира, она держала этот кусок мыла и не должна была его выронить — иначе не видать молодой семье достатка.
«Направляясь за невестой, жениху с его свитой нужно было обмануть нечистую силу. Чтобы запутать ее, они ехали по другой дороге, нежели обычно. Таких суеверий было много, — говорит Оксана Климерова. — Если речь идет о купцах, проживавших в основном в городе, то они, конечно, больше ориентировались на светский формат. При проведении свадебного торжества некоторые моменты, бытовавшие в сельской среде, здесь уже не соблюдались».
Отличались и свадебные наряды новобрачных в деревнях и городе. Сохранившиеся фотографии наглядно показывают, что у городской невесты образ был богаче: белое платье, сшитое по моде и на один раз, фата.
В деревнях к выбору наряда подходили рационально. Это был праздничный костюм из дорогой ткани. Цвет мог быть разный, чтобы потом еще не раз можно было надеть его.
В городах чаще случались и так называемые свадьбы-убеги. Когда родители не одобряли выбор сына или дочери, влюбленные сбегали, венчались в каком-нибудь из городских храмов либо уезжали в соседние населенные пункты и там заключали брак.
Девицам на выданье не жалели добра
Свою вторую половинку в Тобольской губернии встречали на хороводах, смотринах и вечерках.
В городе встречались и на балах. В Тюмени они проводились несколько раз в год, были и званые ужины, и, конечно же, прибегали к услугам свахи.
«Сваха под благовидным предлогом проникала в дом, где проживала девушка или молодой человек, и выпытывала всю нужную информацию. К услугам свахи прибегали и те возлюбленные, которые не рассчитывали получить благословение от родителей либо стеснялись этого. Ну и, конечно, присмотреть себе невесту можно было на променадах и на службе», — говорит историк.
Поэтому выход в свет, выход за ворота дома всегда достаточно скрупулезно продумывался. Не допускались просчеты во внешнем виде, в поведении кандидатов в женихи и невесты.
Бывали в Тобольской губернии и межнациональные связи. По словам краеведа, когда сюда прибыл первый митрополит патриарх Киприан, он удивился тому, как часто русские служилые люди вступают в контакт с иноверками.
Согласно правилам, невеста должна была принять веру мужа, но было и наоборот. Например, у купца Колмакова сын вынужден был принять веру своей невесты, чтобы жениться на ней. Он был из семьи старообрядцев, она — православной веры. И он отказался от своей веры, несмотря на риск лишиться благословения родительского. Но вообще такие связи часто были скажем так нерегламентированными, но случались. В официальном порядке при выборе пары старались все же придерживаться либо конфессионального принципа, либо этнического.