С детскими «почему» мамы и папы сталкиваются в первый раз, когда ребенок только-только начинает познавать мир. Но если в три года детки задают вопросы, найти ответ, на которые взрослым не составляет труда, с возрастом тема «почему» меняется. Вопросы становятся сложнее, а точные ответы, порой, не знают и сами родители. Как разговаривать с ребенком на сложные темы, в материале «АиФ - Тюмень».
Удержать доверие.
Родителями не рождаются, ими становятся. И в этом сложном процессе мамам и папам тоже нужна поддержка. В областной столице стартовал двухмесячный курс онлайн-семинаров «Факультет осознанного родительства» - проект в котором специалисты помогут мамам и папам увидеть, что на самом деле в отношениях с детьми приводит к конфликту и трудностям. Разобраться, как на самом деле дети воспринимают слова и поступки родителей, а также научит мам и пап другому образу мышления, которое сформирует качественно иные отношения к себе и своему ребенку, что позволит уменьшить долю стресса и строить детско-родительские отношения на базе взаимного доверия и уважения.
Первой темой онлайн-встречи стал разговор с психологами о том, как говорить с детьми на сложные темы и значение профориентации, ведь совсем скоро у старших школьников начнется пора выпускных экзаменов и необходимость определяться с выбором будущей профессии.
Разговаривая о сложных, неудобных темах, которые часто дети подкидывают родителям, подростковый психолог Никита Капов подчеркнул одну из важнейших мыслей: все дети разные и нет универсальных инструкций. Многое зависит от возраста ребенка, родительские ответы пятилетнему малышу, ученику четвертого класса и подростку будут отличаться.
«В любой сложной теме - секс, мировые события, смерть, всегда есть несколько пластов, которые мы с детьми обсуждаем: что это, почему это происходит, как мы, родители, к этому относимся, что мы будем с этим делать и как это может отразиться на нашей жизни. Чем младше ребенок, тем важнее ему мнение и эмоциональная оценка родителя. Но не стоит забывать, что дети этого возраста мыслят предметно и действенно, и если малыш приходит с какой-то сложной темой, не надо этого бояться, так как родители чаще всего слышат больше, чем представляет ребенок. Также нужно соотносить информацию, которую мы выдаем с возрастом ребенка. И в некоторых случаях, особенно если ребенок тревожный, важен план действий, который у нас есть по волнующего, беспокоящему его вопросу», - говорит психолог.
Со старшими подростками проще говорить как со взрослыми. А вот с младшими подростками ситуация может быть двойственной, с одной стороны, они выглядят и говорят как взрослые, с другой, по уровню восприятия, переживаний, мыслей они еще на уровне младших школьников.
Первое от чего зависит разговор - внутреннее состояние родителей. С какими чувствами входит он в беседу, это может быть как стыд, смущение, так и страх, паника или гнев. Зависит и состояние ребенка, он также испытывает спектр разных чувств. Но, мамам и папам очень важно не транслировать свои страх и тревогу, дети прекрасно улавливают родительское состояние и после разговора вместо ответов на вопросы или успокоения, могут начать переживать, «заразившись» от мам и пап этим состоянием.
У родителей должна быть готовая собственная позиция на тему разговора, тогда то, что он транслирует звучать уверенно. Цель разговора - не только в том, чтобы дать ответ на вопросы, но еще сделать так, чтобы ребенок вернулся к маме или папе с другими сложными для него вопросами. Важно сохранить возникшее доверие, ведь если он пришел к родителям, значит, их мнение для него важно.
«А вот пытаться переубедить, навязать свою точку зрения, как единственно правильную, не стоит, - уверен Никита Карпов. - В беседе с подростками у родителей просто не хватит авторитета для этого, главное - установить контакт, создать дискуссию, «закинуть удочку», чтобы ребенок начал думать в том направлении, в котором вам хотелось бы».
Как выбрать?
Выбор профессии - один из самых сложных этапов в жизни ребенка. Многие дети не знают, кем они хотят работать, не видят себя в определенной специальности, поэтому детям важно помочь сориентироваться на рынке труда и найти себя. По словам детского психолога тьютора Ивана Кулакова, сейчас есть множество курсов, тестирований, интернет-платформ, которые помогут определиться с выбором профессии, но в большой степени определиться с вектором, направлением, в которой ребенок хочет развиваться, чем с конкретной специальностью.
«Раньше 8 класса лучше не начинать профориентационные мероприятия, чем младше ребенок, тем не стабильнее его способности, интересы. Кстати, кружки с секции, в которые ходит дитя, могут тоже помочь определиться с будущей профессией, потому, если дети младшего школьного возраста желают попробовать себя в разных сферах, походить в один кружок, в другой - пусть пробуют, это поможет понять, что им интересно», - рассказывает психолог.
Родители могут помочь детям в выборе профессии не только записав его на разные профориентационные мероприятия, но и личным примером, рассказать о своей работе, пригласить друзей, знакомых, которые поделились бы своим опытом и ответили на вопросы ребенка. Если ребенка интересует какая-то конкретная деятельность, можно попробовать организовать ему экскурсию в компанию, на предприятие, чтобы он изнутри увидел, чем занимаются специалисты, как проходит их рабочий день.
Самое главное, что подчеркнул психолог - не надо навязывать ребенку лучшую, с точки зрения родителя, работу. Выбор профессии - тот вопрос, в котором должна быть демократия, ведь только тот, кто работает по любимой специальности, будет с радостью собираться по утрам на работу и ощущать себя счастливым.
Напомним, что цикл семинаров с психологами на волнующие родителей темы продлятся два месяца. А уже завтра, 17 апреля, в Тюмени состоится Областной форум «Семья», в течение дня, на одной площадке топовые спикеры обсудят вопросы социальной поддержки семей с детьми и психологического климата в семье. Подключиться к форуму можно будет по ссылке https://youtu.be/6-CrzDb4Ao4