Каждый школьник, завершая учебный год, с волнением «пожинает» плоды многолетних стараний. Особенно это касается аттестата, который важен для дальнейшего поступления. Однако на его «содержание» влияет не только прилежная подготовка, но и указ Минпросвещения. Некоторые тюменские выпускники узнали это на своем опыте — ребята заметили, что в документе не хватает оценок по некоторым предметам. Вместо них учителя поставили «зачет». Почему из-за этого подростки рискуют не поступить в колледж — в материале tmn.aif.ru
Юридически правы?
После получения аттестатов выпускники 9 классов отправились покорять «новые горизонты». Отдав документы в колледж, некоторые из них узнали, что не смогут поступить на выбранную специальность. На это повлияла «безоценочная» система образования, которая появилась благодаря указу Минпросвещения России еще в 2020 году. Старания учеников по некоторым предметам, среди которых рисование, пение и физкультура, разрешили оценивать «зачетом-незачетом». Это автоматически лишает ребят дополнительных баллов при поступлении.

«В тюменском лицее № 34 по изобразительному искусству и пению поставили „зачет“. Думаю, и руководство, и учителя осведомлены, как сейчас работает система колледжей. В чем тогда смысл занижать ребенку средний балл? Чтобы он не прошел в техникум и вернулся за парту? Что сейчас делать — не представляем. На собраниях родителей об этом даже не предупредили», — возмущается мама девятиклассника.
Раньше для поступления в колледж не требовалось много усилий, однако сейчас среди абитуриентов большая конкуренция. В этом случае политика, выбранная школой, может либо занизить, либо повысить средний балл выпускника.
«Часто слышала, как классный руководитель говорил детям стараться на уроках рисования и пения, так как оценки за них будут стоять в аттестате. В 9 классе дочери поставили „зачет“. Пытались договориться с руководством школы, но нас буквально выставили за порог со словами: „мы юридически правы“, — делится одна из мам в соцсетях. — Разве это справедливо, учитывая, что другие образовательные учреждения выставили за эти предметы оценки. Соответственно, у их выпускников проходной балл будет выше и шансов на поступление больше».

Эти истории повторяются из года в год. Многие видят причину в «автономности» учреждений: школы сами выбирают, как им оценивать творческие направления.
«В какое-то время мы стали получать жалобы от родителей на низкие отметки по музыке и живописи. Тогда их посчитали субъективными, и мы пошли навстречу ученикам, изменив систему оценивания по этим предметам. Это решение опирается и на указ Минпросвещения. По мнению ведомства, ключевую роль здесь играет целеустремленность и трудолюбие ученика, а не его природные данные», — делится учитель старших классов Елизавета Смирных с корреспондентом tmn.aif.ru.
Есть ли «лазейки»?
По закону школа вправе выставлять зачет вместо оценки по отдельным учебным предметам. По словам юриста Александра Бударагина, если это предусмотрено образовательной программой, то искать нарушения прав или предвзятого отношения не имеет смысла.

«Такая практика не противоречит законодательству. Родителям и детям стоит заранее изучать правила конкурса в колледж, и всегда иметь альтернативные варианты, чтобы не тратить время на „разборки“. Ведь у каждого техникума свои требования к поступающим, в некоторых случаях „зачет“ может повлиять на средний балл при распределении бюджетных мест, — говорит эксперт. — Однако подросток может повлиять на решение школы в свою пользу. Для этого ему необходимо подготовить письменное заявление и обратиться к руководству учреждения или в родительский комитет с просьбой пересмотреть форму итоговой оценки. Если ситуация будет складываться не в пользу ребенка, его родители вправе обратиться в органы управления образованием или в прокуратуру».
Ранее мы писали про выпускников тюменского лицея № 93, которым выдали недействительные аттестаты. Многие университеты признали их некорректными и отказали ребятам в поступлении. Эксперты дали советы, как действовать в подобных ситуациях.