Примерное время чтения: 9 минут
438

«Мы не боги». Семейная пара из Тюмени 20 лет работает в хосписе

Супруги Сафроновы работают в тюменском «Хосписе» уже 20 лет. Павел, фельдшер выездной службы, и старшая медсестра Марина познакомились еще во времена учебы в медучилище. Свою жизнь семья посвятила поддержанию достойной жизни обреченных пациентов. Подробнее в материале tmn.aif.ru.

«У меня в трудовой записей кроме хосписа нет»

У фельдшера выездной бригады Павла и старшей медсестры Марины Сафроновых на двоих стаж работы в тюменском «Хосписе» — 40 лет. Медицинская карьера супругов началась в далеком августе 2002-го — тогда пара, едва закончив учиться, приехала в региональную столицу.

Познакомились Павел и Марина еще в ишимском училище. Будучи студентами, они быстро сдружились, но учеба подошла к концу, и Марина уехала из Ишима в Тюмень: от своей подруги она узнала о хосписе и сразу отправилась туда. Через месяц девушка позвонила Павлу и рассказала о вакантной должности. Он не раздумывая поехал за дамой сердца.

Фото: ГАУЗ ТО «Хоспис»

«Позвонили, сказали, что есть место выездного фельдшера. Собрал чемодан, с собой лишь 500 рублей взял, и те занял. С тех пор по сей день тружусь на этой должности», — вспоминает мужчина.

Несмотря на работу в одном учреждении, Марина и Павел пересекались в хосписе нечасто: он на вызовах, она в стационаре. Но это им нисколько не мешало общаться, поддерживать друг друга и радоваться успехам. Через год пара расписалась.

Работа в хосписе не для слабых и брезгливых, но чета Сафроновых справлялась с обязанностями на отлично. Говорят, все дело в практике в училище. На что, мол, только тогда не насмотрелись: операции, аборты, «тяжелые» пациенты.

Есть у супругов правило: работу дома не обсуждать. Это помогает не выгорать и отделять личную жизнь от трудовых обязанностей.

«Все пропускаешь через себя»

Несмотря на внушительный стаж работы, супруги Сафроновы не очерствели душой. К каждому пациенту они относятся с особой теплотой, стараются помочь, поддержать, сделать все, что в их силах.

«Мне здесь очень нравится работать — это мое. Здесь хороший коллектив — это очень важно, пациенты все как свои», — делится Марина Сафронова.

Павел тоже, можно сказать, нашел себя. По словам мужчины, нередко он не столько фельдшер, сколько друг для своих подопечных.

«Все пропускаешь через себя. Пациенты, к которым не первый раз выезжаешь, воспринимают меня как члена семьи. Одна женщина, например, попросила, мол, не нужно ко мне часто ездить. Договорились раз в две недели. Заранее никогда ее не предупреждаю — минут за 5-10, иначе начинает волноваться, сахар поднимается, давление скачет. Она инвалид — без ног, поэтому всегда дома. Вышло так, что не был у нее месяц, звоню. Говорит, что уже собиралась сама звонить в „Хоспис“: а я вас потеряла! Многим нужно не столько лечение, сколько общение».

Такая работа, признается Павел, подспорье для родных: многие заняты учебой, командировками и физически не всегда могут быть рядом с близким человеком, страдающим от болезни. А сотрудники «Хосписа» только рады поддержать подопечных.

Его супруга Марина не только помогает пациентам, но и делится ценным опытом с коллегами. Старшая медсестра проводит мастер-классы с медицинским оборудованием и рассказывает о современных методиках.

Фото: ГАУЗ ТО «Хоспис»

К слову, время от времени Марина представляет хоспис на региональном уровне. Годом ранее она рассказала о лучших практиках и об истории учреждения на уральской научной конференции «Мединские сестры в паллиативной помощи».

«Мы не только сами учимся, но и делимся знаниями со специалистами, оказывающими паллиативную помощь на территории всей области. На базе самого Хосписа регулярно проходят учебы для сотрудников среднего звена из Областных больниц и поликлиник. Также мы проводим «Школы по уходу за тяжелобольными», — поделилась Сафронова.

«Смерть нужно понимать и принимать»

У «Хосписа» своя специфика. Туда, как правило, попадают пациенты, страдающие от серьезного и, зачастую, неизлечимого недуга: онкология, крайне тяжелое постинсультное состояние.

Задача врачей хосписа — облегчить страдания пациентов, сделать так, чтобы отведенные им дни, месяцы они провели в комфортных условиях. Сафроновы уверяют, каждый имеет право уйти из жизни достойно и без боли.

«Разве это не помощь? Сначала, конечно, было тяжело от мысли, что человека уже не вылечить. Терапевты, например, к нам особо и не спешат. Всю жизнь они ищут способ вылечить пациента, а тут этого уже не сделать».

Врач в хосписе больше, чем просто медработник. Здесь сотрудники обладают особой душевной силой. Они своего рода проводники в другой мир, словно Харон, но на земле. Ведь не все пациенты готовы к смерти. И таких нужно подвести к этой мысли, осторожно и заблаговременно.

«Смерть нужно научиться понимать и принимать. И мы людей готовим. В некоторых медучерждениях могут дать надежду, хотя там уже все — путь один. Приходится объяснять. Не всегда в лоб — плавно и тактично. Одним, конечно, нужно так и сказать: „Да, неизлечимо“. А кого-то плавно подводишь к этой мысли», —говорит Павел.

«Сюда приходят, чтобы жить»

Общаться и сообщать огорчающие новости порой приходится не только пациентам, но и их близким. С ними, признается Павел, не всегда легко:

«Кто-то прислушается к тебе, поймет, что да, это последний путь, зато человек уйдет без боли и страданий. А кто-то категорически отказывается, считает, что сможет дома все обустроить, обеспечить уход. Подливает масло в огонь и интернет. Соседи, родственники почитают отзывы о хосписах, и отношение к нам сразу же негативное. Иногда бывает приезжаю, говорю: „Вот мы с вами полчаса уже сидим, разговариваем — разве я такой уж страшный, злой и нехороший?“ Нет, а у нас там такие же люди работают».

У родственников пациентов, как говорит Павел, есть внутренний блок — они не могут смириться с тем, что их близкий человек попадет в хоспис, поэтому сразу «отметают» этот вариант. Опасения проходят, когда их родственнику становится очень плохо. Однако помочь такому подопечному практически невозможно — ценное время потеряно: «Вот после такого негативные отзывы и появляются. Как мы поможем, если к нам человека уже привезли на носилках? Что мы сделаем? Ведь мы не боги».

Однако Марина Сафронова заверила: тяжелобольной человек проживет ощутимо дольше, если получит грамотный уход. Поэтому она охотно делится советами с родственниками тюменцев, страдающих от серьезных недугов. Часто близкие таких пациентов сбиты с толку — им нужно объяснить, как позаботиться о гигиене, как правильно уложить человека в постель и сделать пространство в доме безопаснее.

Тем не менее, медики отмечают, что в Хоспис, несмотря на мрачные стереотипы, приходят, чтобы жить: «Мысль, что если попал сюда, то живым уже не выйдешь - большое и распространенное заблуждение». Пациенты поступают разные: бывают жизнерадостные, а есть те, кому нужна моральная поддержка. Для этого в штате медучреждения есть психолог, который помогает не только пациентам, но и их родным.

Ранее директором ГАУЗ ТО «Хоспис» рассказала о нюансах работы в хосписе для тяжелобольных и о том, кто приходит туда работать.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах