Турецкие сериалы в России на пике популярности. Зрители всей семьей ждут выхода очередного сезона, обсуждают любимых героев и знают о личной жизни актеров больше, чем о своих родственниках. В 90-е и нулевые фурор произвели бразильские мыльные оперы, и казалось, что повторить успех «Богатые тоже плачут», «Рабыни Изауры» или «Клона» уже не удастся никому. Но турецкая киноиндустрия смогла вновь приковать зрителя к экранам. В чем секрет успеха восточных мыльных опер, — в материале tmn.aif.ru.
Понятная восточная сказка
Не только знойные красавчики в главных ролях, восточный антураж и запутанный сюжет помогли турецким сериалам завоевать сердца зрителей. Как считают эксперты, удачно сложились сразу несколько факторов. По мнению продюсера кино и сериалов Николая Акопова, с 2022 года западных фильмов и сериалов на российском рынке стало в разы меньше. Освободившееся место отечественные производители не смогли моментально занять, а аудитория не стала меньше потреблять контент.
«Нишу надо было заполнить уже „готовыми решениями“ с рынков дружественных стран. И здесь Турция заметно отличается от, например, также доступных нам рынков Индии, Китая, Ближнего Востока или Южной Америки. Во многом за счет своего социально-культурного развития. Турки не упускают восточный колорит, но остаются при этом „понятными“ аудитории светских государств. Те же Китай или Индия отличаются по культурному коду сильнее. Вдобавок большая часть российской аудитории посещали Турцию в качестве туристов и, можно сказать, мы „знакомы лично“», — рассказал tmn.aif.ru Николай.

Развитие технологий сыграли на руку производителей сериалов. Теперь не надо ждать семи часов вечера, когда по телевизору покажут очередную серию. Где и как смотреть решает потребитель. Нередко пользователи «залипают» в экраны мобильников по пути на работу или в очередях, а мыльные оперы с незамысловатым сюжетом как раз отлично подходят для просмотра «на бегу» и «между делом».
Мир сильных мужчин и хрупких женщин
Красивая восточная сказка не просто так пришлась по душе российскому зрителю. Эксперт по Турции, креативный продюсер Екатерина Караджа в разговоре с корреспондентом tmn.aif.ru отметила, что отчасти турецкие сериалы несут психотерапевтический эффект, помогая отвлечься от проблем в реальности. За просмотром сериала зритель погружается в жизнь класса люкс на солнечной вилле у берегов Босфора, попадает в другую, но близкую и понятную культуру. Все это сопровождаются красивой музыкой, которая сама по себе имеет немало поклонников в России.
«Как бы странно это ни звучало, но популярности турецких сериалов способствует строгая цензура в Турции. В них мы не увидим откровенных сцен или сцен насилия. Поэтому они становятся семейным контентом, который родители не боятся включать при детях. После жестких и откровенных западных сериалов турецкие мыльные оперы, где герои держатся за руки и часами смотрят друг другу в глаза, становятся глотком свежего воздуха для романтично настроенного российского зрителя. К тому же в основе турецких сериалов лежат любовь и семья — то, что близко всем», — говорит Екатерина.

Поддержка традиционных ценностей сыграла на руку создателям турецкого «мыла». Когда в 2011 году запад пошел по пути толерантности, далеко не все зрители поняли и одобрили такой поворот. Появившийся в том же году на экранах сериал «Великолепный век» покорил сердца зрителей не только историей, антуражем, но и понятными героями: сильными и решительными мужчинами, слабыми и красивыми женщинами.
«Если проанализировать причины популярности „Великолепного века“, заметим, что в 2011 году Голливуд и американские платформы начали демонстрировать возрастающую толерантность в своих фильмах. В это время появилось множество контента, в котором мужчины предпочитают отношения с себе подобными. В результате в мире, особенно в России, возникла острая ностальгия по мужеству и женственности, которые были ярко представлены на экранах ранее», — рассказала tmn.aif.ru продюсер, режиссёр, эксперт в области кино Анастасия Безрук.
Особенно это актуально для России и стран СНГ, где турецкие сериалы пользуются огромной популярностью. Несмотря на то, что Турция - мусульманская страна, у нас много общих ценностей.
«Если абстрагироваться от элементов гарема и других культурных особенностей, становится очевидным: в этих сериалах мужчины по-прежнему остаются мужчинами, а женщины — женщинами. Это и есть главная причина их привлекательности. Во всех турецких мыльных операх, несмотря на различные нюансы, сохраняется эта основополагающая идея», — говорит Анастасия.
Выгодный продукт
Турецкие сериалы нравятся не только зрителям, но и выгодны онлайн-платформам и телевизионным каналам.
«Сегодня Турция занимает второе место в мире после США по экспорту сериалов. Но если оценивать не по количеству серий, а по продолжительности контента Турция обгоняет даже Америку. Одна серия продолжается от 90 до 180 минут, в отличие от типичных на Западе 45 минут, — говорит Екатерина Караджа. — Покупка турецкого сериала позволяет занять двухчасовой слот эфирного времени относительно недорого. Себестоимость съемок в Турции дешевле. Турки работают оперативно: за одну неделю они пишут, снимают, монтируют в среднем одну серию. Продолжительный контракт на съемки заключается только с большими звездами, и то максимум на 15 серий, все остальные герои могут быть исключены из сериала в любой момент для экономии бюджета».
При этом с профессиональной точки зрения: качестве драматургии, продуманности сюжетов, уровне производства, - турецкая продукция уступает аналогичной от ведущих кино- и телеиндустрий США, Европы и России.
«Турецкая аудитория не требует высоких стандартов от локальных студий, это близко по менталитету зрителям в странах Южной Америки или Азии. В России все-таки распространена более американская или европейская модель уровня производства. Речь, конечно, о производственной сфере стран в целом, но стоит помнить, что всегда есть исключения», — считает Николай Акопов.

По мнению Николая, тренд на «мыло» неминуемо пойдет на спад в ближайшие два-три года, но турецкие сериалы никуда не денутся, а займут свою нишу.
«Отдельные „маяки“ снижающегося интереса проявляются уже сейчас. Например, потенциальный хит „Холоп. Великолепный век“ хотя и прошел в прокате неплохо, событием все-таки не стал. Картина собрала „всего“ 240 млн рублей, та же „Субстанция“ и „Граф Монте-Кристо“ — больше 500 млн.рублей», — подчеркнул эксперт.
Екатерина Караджа считает, что «хоронить» турецкие сериалы рано. Даже если западный медиапродукт вновь будет в свободном доступе, поклонники восточных мыльных опер не откажутся от их просмотра.
«Ближайшие 5-10 лет турецкие сериалы будут наращивать популярность на российском рынке. Экспорт сериалов приносит в бюджет Турции более 500 млн. долларов. Их просмотр способствует притоку туристов в страну и даже укреплению ее имиджа на международной арене. Поэтому Турция будет продолжать делать инвестиции в качественный контент», — заметила Екатерина.
Не только в России турецкие сериалы стали популярны. Более 1 миллиарда человек в мире переживает за судьбы султанов и их наложниц, следит за хитросплетениями судеб героев и поражается коварству героинь. Кроме России, восточная мыльная опера завоевала сердца зрителей в Латинской Америке, Арабских странах и на Балканах.