Госдума приняла закон об особом порядке проведения обязательных госэкзаменов (ОГЭ) в 2025 году. Теперь девятиклассники из Москвы, Санкт-Петербурга и Липецкой области смогут сдавать только два экзамена вместо обязательных четырех, если хотят продолжить обучение в колледже или техникуме. Ранее эксперимент предлагали ввести в 12-ти регионах, в том числе в Тюменской области и на Ямале, но в итоге оставили всего три субъекта. Зачем нужны эти изменения и выиграют ли от сокращения количества экзаменов выпускники, tmn.aif.ru рассказали эксперты.
Рискованный выбор
Система образования в России трансформируется в рамках отхода от Болонской системы. Изменения затрагивают как сферу высшего образования, так и предполагают «перезагрузку» среднего профессионального образования. По словам доцента кафедры экономической теории, ведущего научного сотрудника Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрия Морковкина, бакалавриат и магистратура внедрялись в отечественную высшую школу 20-25 лет назад под идеологическими лозунгами открытости высшего образования во всем мире.
«Инициаторы этой системы в России заявляли, что она вводится, чтобы российским студентам было легче поступать в зарубежные вузы для продолжения обучения, так как там не очень понимали нашу квалификацию специалиста. Сегодня, как мы видим, ситуация кардинально изменилась. Ведущие страны мира вступили на путь протекционизма и секьюритизации своей промышленно-технологической базы. А система высшего профессионального образования является неотъемлемой частью этой базы. Например, в США осознали свое технологическое отставание от Китая, и нехватка инженерно-технических кадров - острое препятствие на пути реиндустриализации. Для России это тоже проблема. Эпоха подготовки четырехлетних "бакалавров металлургии" и "бакалавров электротехники" нанесла огромный вред реальному сектору экономики», - говорит эксперт.
Упрощение ОГЭ связано и с кадровым дефицитом на рынке труда. Сокращение количества экзаменов поможет упростить поступление в учреждения СПО для тех школьников, которые уже выбрали колледж или техникум, прежде всего, по тем рабочим профессиям, где не требуется получение высшего образования.
«Заработные платы на рабочие вакансии сейчас особенно привлекают, а вот рабочих рук для реального сектора экономики катастрофически не хватает, - говорит Дмитрий Морковкин. - По данным рекрутинговых агентств и сервисов по поиску работы, одни из самых высоких зарплат в России предлагались в следующих сферах по рабочим профессиям: бетонщик - до 180 тыс. руб/мес, электрогазосварщик - до 200 тыс. руб/мес, машинист буровой установки - до 220 тыс. руб/мес, сварщик на вахте - до 240 тыс. руб/мес».
Пока зачисление в колледжи происходит на основе среднего балла аттестата. Чем он выше, тем больше шансов поступить в учебное заведение. Сокращение количества экзаменов упростит абитуриентам эту задачу, но, по словам преподавателя курсов подготовки к ОГЭ и ЕГЭ Анастасии Малеевой, есть обратная сторона медали:
«Если ученик сдал только два обязательных экзамена, но не поступил в колледж по каким-либо причинам, он не сможет вернуться в школу, чтобы продолжить обучение в 10-11 классе, ведь для этого нужно было сдать четыре экзамена. Поэтому, на мой взгляд, этот выбор достаточно рискован. Всегда нужно иметь план Б. Остановиться только на двух экзаменах можно лишь при полной уверенности в профиле будущего обучения и в своих шансах на поступление по среднему баллу аттестата».
Школа для мотивированных
Некоторые эксперты считают, что переход на новую систему ОГЭ позволит «отсеять» незаинтересованных в учебе учеников и повысить показатели по ЕГЭ. Учитель Алексей Мирошин говорит, что школа заинтересована в мотивированных обучающихся. Нести ответственность за подготовку к ЕГЭ ребят, которые не желают получать знания, никто не хочет.
«Очевидно, что обучение в 10-11 классах направлено на поступление в вуз. Следовательно, учащиеся, не заинтересованные в высшем образовании, не будут прилагать усилия для освоения программы. Поэтому им уже после 9-го класса нужно дать возможность получить профессию вне школы, чтобы помочь найти себя и дать возможность мотивированным ученикам эффективно готовиться к ЕГЭ», - считает педагог.

Более того, эта инициатива, по мнению Алексея Мирошина, может быть направлена в том числе и на снижение уровня преступности: человек, имеющий постоянную работу, менее склонен к совершению преступлений с целью обогащения.
«Это подтверждают исследования: подростки, не желающие получать или не получившие образования, чаще нарушают закон, нежели нацеленные на получение качественных знаний. Образование воспитывает ценности, уменьшающие вероятность подростка стать преступником. Поэтому эта инициатива нужна, но необходимо объяснять населению для каких целей она вводится», - говорит Алексей.
Доцент кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Ольга Борисова обращает внимание на важный нюанс: ситуацию, когда на одно и то же место будут претендовать отличник и троечник. Очевидно, что в подобном случае в приоритете отличники, но тогда теряется смысл новой системы, призванной помочь троечникам поступить в колледжи. По словам эксперта, сейчас уточняется механизм отбора в учебные заведения в подобных ситуациях.
«Школам новый подход позволит оставить самых сильных и мотивированных учеников, что должно повысить уровень знаний ребят и отсеять слабых, а впоследствии повысить уровень высшего образования в целом. К тому же для некоторых СПО, не пользующихся высоким спросом со стороны абитуриентов, новая система позволит найти обучаемых», - говорит Ольга Борисова.
Новые возможности
Лауреат конкурса «Учитель года России 2019 Светлана Видакас не согласна с тем, что нововведение нацелено на отсеивание слабых учеников. По мнению педагога, речь о новых возможностях и создании более гибкой и эффективной системы образования, где академически ориентированные ученики получают усиленную подготовку в школе, а те, кому ближе практические навыки, - ранний старт в профессии через колледжи.
«Для многих СПО – это шанс раньше начать карьеру в востребованной сфере: IT, медицина, сервис и другие. Колледжи предлагают практические навыки, и они могут оказаться полезнее, чем углубленное изучение теории в 10–11 классах для подростков, которые не желают продолжать учебу в школе. Сейчас государство делает ставку на колледжи как на ключевое звено подготовки кадров для экономики. Приоритетное зачисление в СПО для непрошедших в 10-й класс, увеличит приток абитуриентов и укрепит позиции профессионального образования», - говорит Светлана Видакс.
Специалист подчеркивает возрастающую в этом случае роль ранней профориентации в школе, поскольку ребята должны иметь возможность ознакомиться с профессиями и выбрать для себя интересную. Нужна и поддержка на этапе адаптации после поступления в СПО, ведь это должны быть замотивированные в получении профессии учащихся, а не «отстающие».
«К тому же на фоне ужесточения требования к переходу в старшие классы на основе результатов государственной итоговой аттестации (ГИА), гарантия бюджетного места в СПО снижает риски того, что ребята, не попавшие в 10-й класс, останутся без образования», - объясняет эксперт.
Нововведения позволят регионам самостоятельно устанавливать минимальные баллы и выбирать предметы для ГИА, учитывая локальные запросы рынка труда. Например, в промышленных регионах акцент может сместиться на технические дисциплины. Эксперимент позволит оценить, насколько такой подход улучшает образовательные результаты и соответствует потребностям экономики регионов. Но успех зависит от того, удастся ли избежать «перекосов» и обеспечить равные возможности для всех школьников, даже если они провалили экзамен.