Примерное время чтения: 6 минут
150

«Хожу в кино, как и все». Колясочник о доступной среде и жизни в городе

О проблемах инвалидов слышать случается нередко - крутые пандусы, высокие бордюры, хамство и безразличие. Во всяком случае, это первое, что придет в голову рядовому горожанину, если он попытается перечислить все то, с чем приходится сталкиваться этим людям. Чтобы узнать, так ли все на самом деле, корреспондент tmn.aif.ru отправился с колясочником на прогулку по областной столице.  

«Прошу пандус - идут навстречу» 

Сегодня Владислав Чикишев вполне успешный спортсмен, а в начале нулевых мужчина только получил профессию строителя, создал семью и не подозревал, что ждет его впереди. Жизнь перевернулась с ног на голову в 2006 году, когда он сел в коляску после падения с крыши.  

С тех пор ему пришлось многое преодолеть. Сегодня он лихо передвигается по городу без помощи посторонних, а когда-то подвижными у него были только голова и левая рука. Все приходилось осваивать с нуля, а первой преградой стала лестница в подъезде. 

 «До того, как я получил инвалидность, бегал, прыгал, не обращал внимания на пандусы, как и большинство людей. Когда столкнулся с тем, что заехать на коляске проблематично в собственный подъезд, обратился в ТСЖ. Там пошли навстречу. Сначала сделали хороший ремонт в подъезде, а потом установили хорошие широкие пандусы», - говорит Чикишев. 

То же случилось и с парковочным местом для инвалидов, которого у него во дворе не было. Когда он попросил сделать ему место, в ответ услышал: «Выбирай любое место во дворе, будет твоим».

Последние пять лет Владислав живет за городом, но работать продолжает в областной столице. И время от времени обращается в управы и администрацию с просьбами исправить недочеты: 

 «Не спорю, сейчас строится много домов, удобных для колясочников, однако много остается жилых помещений, хрущевок, например, где доступности нет. Но потихоньку исправляются — это очень хорошо».  

По его словам, в лучшую сторону для инвалидов областная столица начала меняться в 2014-2015 годах. В те времена городская среда стала стремительно меняться: стали появляться светофоры со звуковым оповещением, у переходов сделали рифленые вставки для незрячих, а «подземки» начали строить сразу с просторными лифтами. 

«Люди этого не замечают, но, когда я еду, смотрю в пол. Вижу, что те же бордюры занижают, и это замечательно. При этом сейчас мы в центре, да, но приехать на Маяк (район), там будет примерно то же самое. Был там недавно, после ремонта - все занижено, все аккуратно».  

Отдельную благодарность от колясочников получили и водители автобусов. За долгие годы помнится только пару случаев, когда инвалид не смог попасть в общественный транспорт. «Причины разные - настроение плохое, в семье проблемы. В остальном же нам охотно помогают, опускают пандусы, помогают заехать, даже подъезжают поближе, когда нас видят».  

«Перестаньте бояться и стесняться» 

На вопрос о том, есть ли в городе непроходимые места, Владислав отмечает: «Надо хорошо подумать». С ходу в голову ничего не пришло, что по его же словам «уже отлично».  Сложности возникают чаще зимой.  Например, у подземных и надземных переходов с приходом холодов могут застывать механизмы лифтов. Тогда приходится либо делать крюк, либо попросить чьей-то помощи, чтобы взобраться по крутому пандусу. 

Но многое, как оказалось, зависит и от самой коляски. Так, когда человек получает инвалидность, ему выдают самый простой вариант. Передвигаться на таких по городу, само собой, не так легко, как на «продвинутых». Правда последние и стоить могут порядка 300 тысяч. 

«На бесплатной человек только учится. Потом уже ищет что-то более подходящее. Мы же встречаемся, советуемся между собой. Конечный выбор зависит от многих параметров: вид травмы, вес, рост и т.д», - говорит он.

На сегодня в городе тяжело найти объект или постройку без пандуса.
На сегодня в городе тяжело найти объект или постройку без пандуса. Фото: АиФ

 

Есть с чем сравнить 

По работе Владиславу часто приходится бывать в других городах. Пока, по его словам, не доехал разве что до Владивостока. Однако опыта уже хватает, чтобы сравнить инклюзивную инфраструктуру в разных регионах. 

«Вскоре вот в Челябинск собираюсь. Странный и интересный город - с доступностью и без, - с улыбкой подмечает Владислав. - Слава богу в Тюмени нет трамвайных рельс». 

Высоко оценил мужчина и Казань. А вот Тольятти от спортсмена досталось. 

«Был там пару лет назад. Не знаю, как сейчас, но тогда это был очень неудобный для колясочника город. Город как был в 1989, так в нем и застыл. Был прям поражен недоступностью». 

Сам Владислав не только занимается спортом, но и тренирует детей с инвалидностью. Причем как колясочников, так и с ДЦП. Их он учит еще и передвигаться на коляске по городу.

«Мы делимся опытом, случаями. Например, рассказываем, где были и как проезжали тот или иной участок, как встать, если опрокинулся. На коляске ж можно навернуться - камушек не заметил и упал. Делимся, как проехал, сложно или не очень, интересный ли маршрут, грязно или чисто». 

Порой Владислав просто отправляется в недавно открытые места, чтобы удостовериться: наш брат тут проедет. В ближайшее время он планирует посетить ЖД вокзал, где побывать еще не успел. 

Фото: АиФ

 

Ранее tmn.aif.ru писали о танцорах-колясочниках, покоривших сердца горожан. В России сегодня есть несколько школ в данном направлении. Наши же спортсмены не столько не отстают, сколько давно выбиваются в лидеры, попадая в тройку медального зачета. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах