Примерное время чтения: 13 минут
52

Советы родителям. Как помочь детям с тягой к воровству

Елена Кашкарова / Из личного архивa

Проблемы детско-родительских отношений и пути их решения являются ключевой темой цикла образовательных лекций, которые по традиции проходят раз в год и в течение месяца собирают в прямом эфире всех, кто хочет лучше понимать своих детей и быть для них опорой.

— Новый сезон онлайн-лекций мы решили начать с непростого, но важного разговора о детском воровстве и подростковых зависимостях — темах, волнующих многих родителей, — рассказывает Елена Кашкарова, организатор «Факультета осознанного родительства», руководитель семейного проекта «Создавая будущее».

Ребенок ворует: как правильно реагировать родителям на подобное поведение?

Спикером лекции «Детское воровство — порок или попытка привлечь внимание?» стала психолог, семейный системный психотерапевт Яна Ивлева. Вместе с экспертом зрители прямого эфира смогли ответить на ряд «неудобных», но насущных для многих вопросов, первый из которых: «Что стоит за непростым детским поведением, которое в народе называют воровством?».

Фото: Из личного архивa/ Елена Кашкарова

— Мы поговорим про психологический аспект воровства, когда ребенок или подросток в отношениях со значимыми для него людьми в сложных ситуациях демонстрирует внутреннюю беспомощность и создает некую зависимость, чтобы таким образом заставить окружающих как-то на это реагировать, — поясняет эксперт.

Детское воровство во многом зависит от возрастных особенностей ребенка. Одно дело, когда чужая вещь обнаруживается в кармане трехлетки, и совсем другое, когда ворует старший подросток, подчеркивает психолог:

— Если речь о детях трех-четырех лет, то они не разграничивают мир на «мое» и «чужое», поэтому ребенок этого возраста может легко взять совок у соседа по песочнице и не чувствовать себя плохим, ведь он делает это, чтобы было интересно. Показать ребенку границы и объяснить в доступной форме, почему чужое брать нехорошо, должны родители. К пяти-шести годам дети уже понимают, что воровать плохо, но в этом возрасте еще не сформированы самоконтроль, воля и не развита сознательность. К шести-семи годам ребенок умеет регулировать свое поведение и следовать социальным нормам, ему важно, что о нем думают родители, и хочется быть для них значимым и хорошим. У школьников старше восьми лет понятия «хорошо» и «плохо» уже твердо усвоены, развито чувство стыда, поэтому эпизоды воровства крайне редки. А вот в двенадцать-пятнадцать лет воровство — это уже осознанный шаг, а в некоторых случаях укоренившаяся привычка, причиной которой могут стать разные причины: гиперопека или, напротив, попустительский стиль воспитания в семье, желание произвести впечатление на сверстников и тем самым поднять самооценку, ощутить себя значимым в социуме, стать своим среди своих и встроиться в авторитетную для него систему.

Дети не идут на такой шаг, как воровство, просто так. Если они это делают, на то обязательно есть причины, поясняет психолог. Задача родителей — отреагировать на такую ситуацию спокойно, не навешивать на своего ребенка ярлыки, а постараться увидеть ее истоки, которые привели к такому поведению.

— Можно говорить, что до школьного возраста ребенок, который взял чужую вещь без спросу, точно не является преступником. В это время дети только формируют чувство собственности, знакомятся со своей совестью — внутренним регулятором поступков, знакомятся с нормами общества, в котором живут, учатся им соответствовать и делать выбор между стремлением чем-то обладать и последствиями этого выбора.

С какой целью и по каким причинам ребенок может брать чужие вещи или деньги?

— Нередко воруют дети родителей, убежденных в том, что они лучше знают, что в действительности нужно их ребенку и принимающих все решения за него. На деле же детям пяти-семи лет тоже важно проявлять индивидуальность и самостоятельность, чувствовать себя значимым в кругу сверстников — быть как все. Часто целью того, кто крадет деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости, игрушки и так далее. Детям очень важно, чтобы с ними дружили сверстники, поэтому они готовы устанавливать связь даже таким образом. Бывает, что дети воруют для того, чтобы привлечь внимание слишком занятых родителей и почувствовать себя принятым, любимым, ощутить заботу. Иногда дети трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье. Такое случается, если между супругами есть проблемы, которые от ребенка скрываются, но прекрасно им считываются, вызывая напряжение. Что он предпринимает: идет на воровство — и родители объединяются. Это такой способ склеивания семьи за счет девиантного поведения ребенка. Также при помощи воровства дети, ощущающие себя ненужными и испытывающие страх быть брошенными, могут проверять привязанность своих родителей.

Встречается навязчивое воровство невротического характера, связанное с постоянно высоким уровнем тревоги, снизить который помогает выплеск энергии и состояние эйфории, следующее за кражей. Ребенок может воровать от безысходности, если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает от наркозависимости. Случается, что детское воровство вызвано острым желанием обладать чем-то, которое охватывает ребенка из-за пустяка и потому непонятно взрослым.

Выяснить, что толкает ребенка на воровство, можно лишь внимательно наблюдая за поведением своих детей, чувствуя их и стараясь понять, что является движущей силой их поступков, но не наказывая. Понимание помогает выяснить причины такого поведения, а, значит, и найти пути решения проблемы. Нередко «пружиной» выступают сами родители, не обращающие внимания на внутреннее одиночество своего ребенка или подавляющие его негативные эмоции, в результате чего ему приходится идти на осуждаемый поступок, чтобы достучаться до взрослых.

Что делать родителям ребенка, которого поймали на воровстве?

Сталкиваясь с трудным поведением своего ребенка, особенно, когда это случается изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства: стыд, вину, злость, — срываться на детях или считать плохими себя. Родитель может по-разному реагировать на трудное детское поведение, в том числе проявлять агрессию. Важно понимать, что если дело доходит до физического наказания, то это учит ребенка лишь одному — не попадаться, но никак не пониманию того, почему воровать плохо и по каким причинам не следует делать так снова.

Важно выстраивать с детьми отношения, основанные на доверии, а не на страхе, чтобы ребенок, попавший в сложную ситуацию, мог обратиться к родителям, не боясь быть отвергнутым, брошенным, униженным, публично высмеянным. Именно взрослый человек является опорой для развития своих детей.

Первое, что необходимо помнить родителям: ребенок, уличенный в воровстве, не преступник. У такого поведения есть причины, а у детей — незакрытые внутренние потребности, с которыми и следует разбираться. Нужно постараться посмотреть на ситуацию детскими глазами, чтобы выяснить его намерения и то, как он оценивает содеянное, понимает ли, что это плохо. Разговаривая со своим ребенком, важно обсуждать не его личность, а поступок, не забывая о том, что дети познают мир и границы дозволенного и учатся этому методом проб и ошибок.

Пошаговую инструкцию от психолога Яны Ивлевой для родителей, столкнувшихся с детским воровством, можно посмотреть в полном видео онлайн-семинара, а также послушать ответы спикера на вопросы зрителей прямого эфира.

Детские и подростковые зависимости: истоки, причины, последствия и пути решения

Что движет ребенком, который попал в лапы зависимости? Кто виноват и что делать? Рассказывает семейный психолог Надежда Кулёва.

Фото: Из личного архивa/ Елена Кашкарова

— Эта тема касается каждого, — с таких слов эксперт начала свое выступление в рамках проекта «Факультет осознанного родительства». — Зависимостей сегодня очень много. Сегодня мы поговорим о том, что значит быть зависимым и как понять, где рамки, отделяющие норму от патологии? В центре нашего внимания прежде всего будут подростки, наиболее чувствительные и склонные к зависимостям.

Зависимость — это навязчиво повторяющееся поведение, которое не меняется несмотря на его негативные последствия для самого человека и его близких. В числе других признаков зависимости: потеря возможности адекватно оценивать тяжесть поступков и контролировать себя усилием воли, неспособность находиться без объекта влечения и сильнейший эмоциональный аффект в случае, если этот объект отнимают.

— У подростков это может быть любовная зависимость, когда влюбленный не может находиться без этого человека, ему нужно постоянно быть с ним на связи, переписываться, убегать из дома, — поясняет семейный психолог Надежда Кулёва. — Если взрослые наваливаются на ребенка всем миром, стараясь его зависимость обуздать, то все равно возможны срывы и возврат к закрепленному поведению, которое приносило приятные ощущения и меняло сознание. Невозможно зависимость вычеркнуть и забыть о ней раз и навсегда.

Зависимым человек становится на сразу. На первоначальном этапе сохраняется возможность самоконтроля, которая со временем утрачивается. Видов зависимостей много, но наиболее распространенные среди подростков: алкогольная, наркотическая, никотиновая, которые относятся к разновидностям химической зависимости. И поведенческие формы: пищевая зависимость, самоповреждения, ставки на спорт, интернет, видеоигры, покупки, отношения.

— Зависимость — это не всегда плохо, ведь не зря склонность к зависимому поведению заложена в человеке природой. Это нужно, чтобы мы могли чем-то увлечься, чему-то отдаться, окунуться во что-то с головой и получить от этого удовольствие. Это наши хобби, самореализация — то, что расцвечивает нашу жизнь, делает ее интереснее. До определенного этапа зависимость — это нормально. Но когда происходит сбой, то возможность удовлетворять свою потребность остается только через зависимость, — рассказывает семейный психолог Надежда Кулёва.

Причины ухода подростков в зависимое поведение могут быть разными. К ним относятся сильные душевные переживания, сопротивление взрослым, трудности в общении со сверстниками, склонность подростков к риску, экспериментированию и коллекционированию, неспособность к волевым усилиям, несформированный самоконтроль, неспособность оценить последствия своего поведения, избегание негативного жизненного опыта: стыда, конфликтов, гнева. У подростков не сформированы навыки к волевым усилиям и не развит самоконтроль. Они не способны понять последствия своего поведения и не продумывают их заранее.

Каковы семейные предпосылки формирования зависимого поведения у подростков?

Всякое зависимое поведение накладывается на определенную базу, которая формируется в семье еще в раннем детстве. Ребенок — это всегда кусочек семейной системы и часть общего механизма. Когда внутри семьи происходит сбой, это отражается на поведении детей. В зоне риска находятся дети из любых семей, независимо от статуса и материального положения, подчеркивает эксперт.

— Предпосылкой для развития зависимости может стать отсутствие эмоционального контакта с матерью, которая отражает чувства ребенка. Не менее важна и роль отца, который является носителем самоконтроля и учит ребенка держать границы, не отменять собственные решения, предпринимать волевые усилия, не бояться труда и достигать результата. Запрет на проявление чувств, сильные травмирующие ситуации в семье и невозможность переживать эти эмоции, гиперконтроль родителей или, напротив, гипоопека, когда ребенок вынужден сам справляться с жизненными трудностями, — все это тоже формирует базу под зависимое поведение.

Уходящий в гаджеты или в другие зависимости ребенок стремиться избежать неприятных эмоций и переживаний, напряжения и необходимости прикладывать волевые усилия и решения.

— Зависимость — это «костыль», возможность быстро сделать себе хорошо и уйти от нерешенных проблем и незакрытых потребностей. Это попытка ребенка справиться с тяжелыми переживаниями при помощи доступного способа, — поясняет эксперт.

Как не допустить зависимости?

— Не отменять собственных решений или решений второго родителя. Приучайте детей трудиться, испытывать напряжение и прилагать усилия. Хвалите за то, что он смог себя преодолеть. — рекомендует семейный психолог Надежда Кулёва. — Развивайте у ребенка критическое мышление и давайте видеть последствия своих поступков и поведения. Показывайте исходы неправильных решений. Учите детей понимать и распознавать собственные эмоции: называйте их, объясняйте и показывайте, как нужно обходиться с трудными переживаниями. Способствуйте созданию качественного социального окружения ребенка. Друзья для подростка очень важны: именно они оказывают на него самое сильное влияние, — подчеркивает эксперт.

Как пошагово формируется подростковая зависимость, по каким маркерам родители могут понять, что пора бить тревогу, и что делать, чтобы преодолеть сформировавшуюся зависимость, можно узнать, посмотрев полное выступление спикера онлайн-семинара семейного психолога Надежды Кулёвой, а также послушать ответы эксперта на вопросы к эфиру.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах