Одной из особенностей всех подростков является нестабильность самооценки, интересов и поведения, из-за чего они часто принимают рискованные решения, которые могут привести к проблемам со здоровьем. Среди опасностей, с которыми сталкиваются подростки, могут быть расстройства пищевого поведения: анорексия, булимия, компульсивное переедание. Все эти проблемы могут быть вызваны неуверенностью в себе, комплексами по поводу внешности, низкой самооценкой, подверженностью общественному мнению, стремлением к перфекционизму.
Нужно понимать, что и низкая самооценка, и РПП — это вещи, требующие комплексного подхода в лечении, в том числе с участием психолога, который поможет найти истоки возникших проблем и помочь их скорректировать максимально бережно и эффективно. Однако прежде чем работать над самооценкой подростка, необходимо задуматься и о ценности его личности — той самой самоценности, чувство которой в ребенке закладывается в семье.
— Вместе с нашими экспертами — опытными практикующими психологами — мы поднимаем разные темы, в том числе непростые, а порой и тяжелые, стремясь таким образом помочь всем мамам и папам, столкнувшимся с неразрешимыми вопросами и трудностями в воспитании детей, понять, что безвыходных ситуаций не бывает, и показать пути выхода из них, — рассказывает Елена Кашкарова, руководитель семейного проекта «Создавая будущее».
РПП: профилактика, диагностика и лечение
По каким симптомам можно заподозрить расстройства пищевого поведения у детей и как помочь с этим справиться, рассказывает семейный психолог, нейропсихолог Наталья Харитонова.
— Анорексия, булимия и компульсивное переедание внесены в список психиатрических заболеваний. Сразу хочу снять ответственность с родителей, которые очень часто берут вину за случившееся с ребенком на себя. Расстройство пищевого поведения — это заболевание. Влияние оказывает социум, генетика и индивидуальные особенности. Так, учеными установлено, что встречаются изменения в геноме, при которых человек, ощущая голод, испытывает эйфорию. Это очень маленький процент, но такие люди встречаются, — рассказывает Наталья Харитонова.
Расстройства пищевого поведения лечат комплексно, особенно если речь о случаях, угрожающих не только здоровью, но и жизни пациента, когда решить проблему вне больницы уже нельзя.
— Родителям важно обращать внимание на первые признаки этих заболеваний, в первую очередь на похудение и изменение пищевых привычек. Если ребенок испытывает сложности с питанием, очень избирателен в еде и при этом худеет, мы идем к психиатру. Если же на фоне избирательного аппетита потери веса не наблюдается, ребенок растет и развивается, то можно обратиться к психологу или к педиатру, потому что не исключены проблемы с кишечником и другие патологии. Прийти на подмогу способны и диетологи, но те, которые знают, что делать с расстройством пищевого поведения. Таких специалистов мало, но они есть, и их можно найти. Обычно это люди, которые сами болели РПП и всё знают на личном опыте, — поясняет психолог.
Задача родителей в рамках профилактики РПП — предлагать детям разную пищу, говорит эксперт. Это нужно, чтобы ребенок привыкал к пищевому разнообразию и понимал, что ему можно всё. Не нужно хвалить детей конфеткой, превращать мороженку в приз: сладкое должно присутствовать в этом же разнообразном меню. И в целом еда не должна превращаться в награду за что-либо.
Родителям подростков нужно обращать внимание на такие моменты, как пищевые ограничения и урезание порций, избирательность в питании, диеты, фиксация на внешности и какой-либо одной части тела, смена стиля в одежде, снижение успеваемости и сокращение социальных связей.
Что делать в первую очередь? Спокойно и с уважением обсуждать происходящее, не переходить на обвинения и нравоучения, подчеркивает Наталья Харитонова:
— Не нужно задавать подростку вопросы о еде за столом. Можно позвать его на прогулку и завести ненавязчивый разговор. Если у ребенка с родителем есть доверительный контакт и проблемы еще небольшие, он о них расскажет, а если проблемы уже большие, то при разговоре об этом он будет проявлять агрессию. В таком случае нужно без промедления обращаться к психиатру. Просто идем и лечим, как и любое другое заболевание, и при этом понимаем, что это надолго.
Когда ребенок сталкивается с РПП, психологическую работу необходимо проводить со всей семьей, потому что подход к питанию придется менять у всех. В числе первых правил, которых нужно придерживаться за столом для профилактики расстройств пищевого поведения, — отказ от гаджетов во время еды.
— Когда мы изымаем гаджеты у всех и начинаем общаться — это лучшая профилактика расстройств пищевого поведения. Отношения с едой — это вообще-то про отношения с людьми, — объясняет психолог. — Ребенку должно хотеться выходить к вам есть. Для этого в семье должны быть нормальные отношения. Помните, как у викингов: я ем с тем, кому доверяю. И сейчас — то же самое. Еще один принцип — разнообразие в еде, овощи и фрукты на столе в свободном доступе. Если мама и папа их едят, то рано или поздно ребенок их попробует и тоже начнет есть.
Ответы семейного психолога, нейропсихолога Натальи Харитоновой на вопросы зрителей эфира — в полном видео записи онлайн-семинара.
Гайд по самоподдержке и предотвращению выгорания, когда ваш ребенок или близкий болен РПП, можно скачать по ссылке. В составлении гайда принимали участие психологи, члены Ассоциации специалистов, информированных о расстройствах пищевого поведения (АРППС) и другие эксперты: врачи-психиатры, детские эндокринологи, диетологи, гастроэнтерологи.
От самооценки к самоценности: как научить ребенка принимать себя таким, какой он есть
Что такое самооценка: как она формируется, проявляется, и как это связано с самоценностью человека — объясняет педагог-психолог, семейный терапевт Наталья Филимонцева.
— Родители, которые обращаются за консультацией к психологу, часто жалуются, что их ребенок застенчивый, стеснительный, необщительный, у него низкая самооценка, и просят что-нибудь с этим сделать, — делится опытом спикер. — И тогда мы начинаем разбираться, что же происходит с детьми, как они себя чувствует и самоощущают. И, действительно, в результате общения нередко выясняется, что нужно поработать с самооценкой, которая влияет на нашу уверенность, общение, постановку и достижение целей, учебу, поиск хобби, реализацию в социуме.
Самооценка — это субъективная оценка человеком самого себя: своих действий, качеств, чувств и достоинств. Это значимость, которой мы наделяем как себя в целом, так и отдельные стороны личности, поведения и поступков. Основа базового отношения к себе — принимаю ли я себя таким, какой я есть, или нет — закладывается в результате общения ребенка с родителями в детстве и зависит от того, какая эмоциональная привязанность между ними сформировалась.
Можно говорить о том, что окончательно человек формируется к 23–25 годам. Самооценка — это структура личности, поэтому она изменяется вместе с человеком. Однако база самооценки формируется до 10 лет и становится тем фундаментом, на котором личность вырастает. Самооценка и самоценность разные понятия, но зависимы между собой, самооценка формируется в том числе и за счет осознания ребенком своей самоценности.
В подростковом возрасте дети активно ищут свою идентичность: меняют хобби, компании, экспериментируют с внешностью. Родители могут помочь своему ребенку с поиском его идентичности, не запрещая эксперименты, а поддерживая. Важно хвалить детей, подчеркивая тем самым их сильные стороны. Вместо того, чтобы сказать привычное: «Ты молодец», лучше говорить: ты коммуникабельный, ты умный, ты внимательный и умеешь сосредотачиваться, советует психолог. Это помогает ребенку осмыслить, какой он, принять свои достоинства, увидеть ограничения и понять, как с ними можно обходиться. Очень важно объяснить детям, что даже если что-то сегодня не получается, то завтра этому можно научиться.
Что мешает поднятию самооценки? Постоянно критикующее окружение, концентрация на неудачах, завышение цели, негативное окружение и постоянное сравнение себя с другими.
Что способствует поднятию самооценки и воспитанию в детях самоценности? Потребности ребенка, удовлетворенные в семье. Прежде всего, потребность в любви, уважении, внимании, доверии. Физическая забота, похвалы, мотивация. Уважительное отношение и любовь к детям предполагают безусловное принятие и раскрытие тех качеств, которые есть в каждом человеке.
— Родитель — это тот человек, на которого ребенок ориентируется. То, как вы относитесь к себе и к нему, он впитает, потому что мы учимся только через модели поведения. Мой призыв — помнить, что для ребенка важны оба родителя, на которых он опирается, как человек на две свои ноги. Только за счет опоры на папу и маму, дети могут полноценно «ходить» — реализовывать себя в обществе. У папы одни способности, возможности, достоинства и ограничения, у мамы — другие. Отношения с родителями разные, и вот эта разница в отношениях обогащает нас и делает уникальными, — подчеркивает педагог-психолог, семейный терапевт Наталья Филимонцева.
Как повысить самооценку за 5 минут? Моментально вырасти в своих собственных глазах поможет такой способ: перед ответственным мероприятием в уме составить список своих положительных качеств. Подойдут даже такие варианты ответов, как способность двигать одной бровью и подтягиваться 20 раз. По мере расширения списка самооценка будет расти, а тревожность таять. Это упражнение полезно для детей всех возрастов, отмечает психолог.
Встречается и завышенная самооценка, поясняет эксперт. У такого явления есть свои особенности и проявления. Так, завышенная самооценка может выражаться высокомерием, страхом общения, социальной дистанцией. Этим может характеризоваться и заниженная самооценка. И тот, и другой случай являются полярными, и у каждого из них есть проблемы.
Диагностировать уровень самооценки у своих детей эксперт не рекомендует, ведь неверно истолковав полученные в результате диагностики данные, родители могут навесить на ребенка ненужные ярлыки. Если подобные вопросы возникают и требуется помощь, обращаться за ней следует к специалисту — психологу или педагогу-психологу.
Как формируется самооценка и как проходят этапы этого процесса, какое влияние на самооценку имеют амбиции и успех, ответы спикера на вопросы зрителей — в видео записи онлайн-семинара.
Все желающие также могут посмотреть записи лекций «Факультета осознанного родительства» за 2023 год и 2024 года.