Примерное время чтения: 18 минут
86

Школьные экзамены: как пережить и не испортить отношения с подростком

Психолог Татьяна Максимова.
Психолог Татьяна Максимова. / Евгений Шаров / Из личного архивa

Учеба и экзамены — две эти темы становятся неизменными причинами большинства конфликтов в семьях с подростками. Как пережить экзаменационный период и сберечь с ребенком мирные отношения? Что могут сделать родители, чтобы снизить давление на детей и уменьшить собственную тревожность и тревогу подростка, сохранив при этом здоровье всех членов семьи, — ответы на эти и многие другие вопросы в беседе с психологом Татьяной Максимовой.

Областной форум «Семья» проходит в Тюмени уже семь лет. В этом году благодаря отмене ограничений на проведение массовых городских мероприятий форум вернулся к очному формату работы. Более семисот семей — а это более 1500 человек — приняли участие в интерактивных и образовательных площадках мероприятия, в том числе посетили открытые лекции практикующих психологов, в числе которых и опытные столичные специалисты.

— Нас очень порадовала наполняемость образовательных площадок по психологии. Это здорово, когда родители стремятся понять своих детей и хотят сделать жизнь семьи более спокойной и гармоничной, а общение с детьми — более открытым и доверительным. Да, найти общий язык с подростками бывает непросто, именно поэтому в этом году мы решили организовать тематическую секцию «Психология подростков», чтобы обсудить самые частые родительские вопросы о проблемах взаимоотношений со своими взрослеющими детьми, — рассказывает руководитель семейного проекта «Создавая будущее», организатор областного форума «Семья» Елена Кашкарова.

Елена Кашкарова.
Елена Кашкарова. Фото: Из личного архивa/ Евгений Шаров

Одной из самых актуальных тем, волнующих и подростков, и родителей, является колоссальная нагрузка и неизбежный стресс в экзаменационный период. Со сдачей экзаменов сталкиваются все школьники, но самую большую тревогу и страх, безусловно, вызывает сдача ОГЭ и ЕГЭ. Как родителям помочь своему ребенку так, чтобы своей заботой не навредить отношениям с подростком, на что обратить внимание, чтобы не нанести вред его здоровью, как справиться с собственной тревогой и успокоить детей — рассказывает психолог, семейный системный терапевт Татьяна Максимова.

Татьяна Максимова.
Татьяна Максимова. Фото: Из личного архивa/ Евгений Шаров

Какой самый простой и эффективный способ помочь ребенку, который сдает экзамены?

По словам психолога, чтобы преодолеть экзаменационный стресс и пережить сложный период подготовки к экзаменам максимально конструктивно, нужно выбрать способ сопровождения своего ребенка в этом процессе. И наиболее эффективный вариант родительского поведения — это, конечно, поддержка:

— Казалось бы, такие простые слова, ставшие прописной истиной, однако мой более чем десятилетний опыт работы непосредственно в образовательном учреждении и еще больший опыт общения в качестве психолога с подростками и родителями говорит о том, что такие базовые вещи, как режим дня, полноценный сон, поддерживающая обстановка, как раз и нарушаются, — так Татьяна Максимова начала свое выступление.

К какому результату это приводит?

К возникновению тревожности, которая во время сдачи экзаменов выбивает подростка из колеи и может стать негативным факторов, мешающим успешно пройти испытания.

Капканы для родителей

— Хочется назвать те ловушки, в которых родители нередко оказываются из-за своей доброты, любви и желания быть максимально полезными своему ребенку. Например, исходя из своих внутренних переживаний и стараясь поддержать школьника, родители начинают по полной включаться в этот процесс, излишне беспокоиться, проявляя гиперопеку. При этом происходит вторжение в личное пространство ребенка, нарушение его границ, которое подросток воспринимает как чрезмерный контроль и делает вывод о том, что если мама так тревожится, испытывает по этому поводу такой страх, то, наверное, в него не верят. И он начинает сомневаться в своих силах, перестает верить в себя. Это главная опасность чрезмерной заботы и опеки, за которыми стоит внутренняя родительская тревожность.

Фото: Из личного архивa/ Евгений Шаров
Фото: Из личного архивa/ Евгений Шаров

Важно отметить, что причиной тревожности ребенка чаще всего является именно родительская тревога. Поэтому нужно уметь осознавать и прорабатывать это состояние. Процесс экзаменов, как и предэкзаменационный период, — это стресс не только для самого школьника, но и для всех тех, кто его окружает и за него переживает: это родители и педагоги, значимые взрослые — бабушки, старшие братья и сестры и так далее, отмечает психолог.

Истинная поддержка — это вера в ребенка

Нужно верить в своего ребенка и как можно чаще ему об этом говорить — здесь точно перебора не будет, — подчеркивает семейный системный терапевт Татьяна Максимова.

— Для того чтобы ребенок почувствовал, что вера в него действительно существует, каждый родитель должен иметь мужество и желание сделать следующие вещи: забыть о прошлых неудачах, причем в качестве неудач могут выступать не только какие-то глобальные вещи, но и разные бытовые мелочи, такие как незаправленная постель. Не менее важно помочь ребенку почувствовать уверенность в том, что он справится с поставленной задачей. Чтобы это чувство обрести, нужно вспоминать о прошлых удачах, а не об ошибках. Проговаривать положительный опыт и задерживаться на промежуточных шагах: «А когда у тебя получалось? А как это получалось? А помнишь, когда ты смог с этим справиться?» Подмечать мелочи, новые навыки саморегуляции, например, не лишним будет похвалить подростка за то, что он сам встал по будильнику, чтобы подготовиться к экзамену, а не для чего-то другого. Поверьте, для некоторых детей это огромное достижение, и родителям важно проводить над собой внутреннюю работу, чтобы этот процесс замечать и отмечать сильные стороны и маленькие победы ребенка, как можно чаще ему об этом говорить. Не обязательно, чтобы слова поддержки относились к учебе. Можно, к примеру, сказать: «Какой ты у меня творческий, креативный!» и так далее. Проявляйте веру в ребенка, сочувствие к нему, подчеркивайте свою уверенность в его силах и создавайте дома обстановку дружелюбия, уважения и демонстрируйте это уважение.

Отстаньте от ребенка перед экзаменами!

В напряженный для ребенка момент родителям важно взять ответственность за свои чувства на взрослого человека — на себя. И ни в коем случае не перекладывать эту ответственность на своего ребенка. Даже подросток шестнадцати-семнадцати лет — это ребенок. Обстановка дружелюбного и уважительного отношения дает детям много ресурсов, объясняет Татьяна Максимова.

Фото: Из личного архивa/ Евгений Шаров

— Иногда я даю родителям провокационный совет, рекомендуя отстать от своего ребенка на оставшиеся до экзамена десять-пятнадцать дней, а иногда и на месяц. И очень часто складывается ложное представление, что это означает попустительство. В вопросе поддержки самое сложное — найти внутренний баланс между тем, как удерживаться в этих границах, оставаться твердым в своих решениях, если они были приняты и озвучены, и в то же время оставаться в поддерживающей позиции по отношению к ребенку. Готового рецепта здесь нет, баланс будет выстраиваться индивидуально. Слушайте родительское сердце, и оно подскажет, как верить в ребенка и в себя в этот момент, как быть уверенным в том, что вы справитесь с этим тяжелым периодом и стрессом, сможете его пережить вместе со своей семьей. Нужно оставаться твердым и при этом добрым, не выступать в роли критикующего, в качестве судьи.

Какой он, ваш ребенок?

Не менее важно в экзаменационный период снять напряжение и тревожность, продолжает раскрывать тему Татьяна Максимова:

— Чтобы узнать, как именно помогать своему ребенку, нужно сначала понять, а какой же ваш ребенок. Например, для тревожных детей на этом этапе необходимо создание эмоционально спокойной, ненапряженной атмосферы. Ни в коем случае нельзя сгущать краски, постоянно напоминать о предстоящих экзаменах, потому что чрезмерное нагнетание тревоги будет и без того переживательного по натуре ребенка приводить к дезорганизации. Поэтому тревожных детей не тревожим, не нагнетаем, минимизируем все эмоциональные пики.

— Другая история с неуверенными детьми. Здесь необходима ситуация успеха, поэтому важно обращать внимание на прежний положительный опыт ребенка и подчеркивать те промежуточные шаги, которые у него получаются уже сейчас. Самое главное — предлагать неуверенному ребенку выбирать самому, с чего ему начинать работу, не решать за него, чтобы его уверенность в себе формировалась и укреплялась, — отмечает психолог.

— Гиперактивные дети. Понятно, что к окончанию школы гиперактивность проявляется в несколько других формах, а не как в первом классе. Но этот «шлейф» из детства может оставаться в виде неорганизованности, когда ребенок хватается сразу за несколько задач, не может удержаться в рамках какого-то одного направления. Гиперактивным подросткам нужно создавать максимально спокойную атмосферу и снижать значимость экзаменов, а не нагнетать напряжение. При этом совершенно бесполезно таких детей призывать быть внимательнее, аккуратнее, сосредоточеннее, ведь для них это недоступно, — подчеркивает семейный системный терапевт.

— Есть и другая категория детей, — продолжает свой рассказ Татьяна Максимова. — Это гиперответственные дети. Отличники, которые на грани с определенной степенью невротизма. Для таких крайне старающихся детей очень важно снизить степень значимости этого экзамена и дать понять, что ошибаться можно. Здесь у родителей задача — развеять миф об идеальности, предоставить ребенку поддержку, показать, что он любим и принимаем без доведения до крайностей, без амбициозных целей.

— Астеничным детям — тем, которые часто болеют, — важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований. Важно понимание уровня своего ребенка и принятие этой данности. Не менее важно соблюдать режим дня и все прочие внешние обстоятельства, которые от родителей зависят, — делится информацией эксперт.

Также необходимо учитывать и темперамент ребенка.

— Представители быстрых видов темперамента — сангвиники, холерики — очень быстро прорабатывают задачи и быстро утомляются. И если вы как родители знаете это по своему ребенку, постарайтесь это сбалансировать. Флегматикам, меланхоликам требуется больше времени, чтобы включиться в учебный процесс, поэтому таким детям частые перерывы на отдых не будут полезны. Если медлительный ребенок сел и начал работать, ему нужно дать возможность подольше побыть в этом состоянии, сдвинув перерыв, — подчеркивает эксперт.

Экзамены без стресса — это реально?

Соблюдать режим, спать по восемь часов, полноценно питаться, гулять и ничего радикально не менять в распорядке дня и жизненном укладе — главные рекомендации Татьяны Максимовой на экзаменационный период:

— Если вы понимаете, что режим уже нарушен, к примеру ребенок всю жизнь засыпает в три часа ночи и это для него привычно, то не имеет смысл за месяц до экзаменов резко этот распорядок менять. Для ребенка это будет еще больший стресс. Работайте с тем, что имеете, стараясь по возможности корректировать и сдвигать режим.

На пользу ребенку, находящемуся в процессе сдачи экзаменов, будет смена и чередование видов деятельности, отмечает психолог:

— Каждые сорок пять минут — десятиминутный перерыв на отдых. И через каждые два часа — большой перерыв. И в обязательном порядке прогулки и свежий отдых. Плюс полноценный сон, во время которого вырабатывается гормон мелатонин, позволяющий нам справляться со стрессом. В идеале должен быть восьмичасовой сон с не очень поздним засыпанием. Не менее важен режим питания, который должен быть регулярным, и питьевой режим. Находясь в тревоге, ребенок может стресс как заедать, так и, наоборот, голодать. На этот «звоночек» нужно обращать внимание.

Лайфхаки против тревоги

Первое, что страдает в ситуации стресса, — это связь полушарий. Поэтому полезным будет такое простое упражнение:

— Положите одну руку на область пупка, а вторую — на ключицу, и просто помассируйте ключицы снизу и сверху. Так включается «кнопка» мозга. Для стимулирования работы полушарий есть упражнение «Ленивая восьмерка», делать которое можно так: предложить ребенку мысленно «нарисовать» в воздухе горизонтальную восьмерку, знак бесконечности. Выполняя упражнение, обратите внимание, что левая и правая рука делают это по-разному. Можно карандашом на бумаге нарисовать крестик — икс — и удерживать на нем внимание как можно дольше.

Когда тревога просто захлестывает, в этот момент не лишними будут и такие упражнения:

— Нужно понапрягать тело, начиная от кончиков пальцев до кончиков рук, выдох — и расслабление. Мозг в это время хорошо переключается, паника отпускает. Это можно делать даже на самом экзамене. Отлично работает и такой метод: большим пальцем правой нужно руки надавить на ладонь левой и наоборот. Попробуйте — и почувствуйте, как будто бы идет импульс, происходит переключение, активизируются оба полушария, снижается тревога.

Фото: Из личного архивa/ Евгений Шаров
Фото: Из личного архивa/ Евгений Шаров

Спрашивали — отвечаем

По завершении своего выступления спикер форума «Семья» психолог, семейный системный терапевт Татьяна Максимова ответила на вопросы из зала. Публикуем некоторые из них.

— Это правда, что ребенок отражает переживания родителей, то есть если нервничать, то он будет волноваться еще сильнее?

— На сто процентов правда. В такой ситуации стоит спросить себя, а почему я такой тревожный, действительно ли такая тревога обоснована, и поработать с этим.

— Если девочка, подросток пятнадцати лет, устала, замкнулась в себе, ей ничего не нужно, как ее можно вывести из такого состояния?

— Возможно, в такой ситуации помощью подростку со стороны родителя будет возможность остаться на какое-то время в таком состоянии. Можно при этом оставаться в диалоге, спрашивая: «Дочка, как тебе помочь? Мне побыть рядом с тобой?», предлагая разные варианты. Самый беспроигрышный вариант — объятия, хотя, понятно, что с подростками это сложнее.

— Подскажите по поводу гаджетов. Если идет постоянное тревожное хватание за телефон, проверка сообщений в мессенджерах. Ощущение, что ребенок считает, что без этого мир перевернется. Как с этим быть?

— Начну с того, что это ваше восприятие ситуации. Как вариант — ребенок таким образом снимает свое напряжение. И если это так, то ему нужно предложить альтернативу, но ни в коем случае не через давление. Не нужно запрещать, а нужно говорить с ним об этом. «Что происходит? Попробуй сам это внутри отследить. Зачем ты кинулся к телефону? Что произошло в этот момент? Как сам считаешь, полезно ли то, что ты постоянно отвлекаешься?». Предложите ребенку альтернативный вариант: на время выполнения заданий или хотя бы на сорок пять минут либо на время сна включать на телефоне авиарежим. Такой прием работает.

Напоминаем, что все фотографии с форума «Семья» выложены в открытом доступе в группе семейного проекта «Создавая будущее».

Генеральный информационный партнер форума «Семья» — телеканал «Тюменское время» (21 канал кабельного телевидения).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах