Продавцам запретили навязывать дополнительные услуги. Нередко организации по умолчанию делали клиента «счастливым» обладателем ненужных продуктов и удваивали конечную сумму при покупке, например, авиабилетов или новенького айфона. Теперь все «галочки» стали носить сугубо добровольный характер, а если клиента все же облапошили — он вправе вернуть зря потраченные деньги. Подробнее — в материале tmn.aif.ru
Синдром галочки
В начале апреля глава государства подписал закон, запрещающий навязывать потребителям дополнительные услуги. Речь идет о тех случаях, когда организации автоматически проставляют галочки в графе платных «довесок» вместо клиента. В погоне за наживой компании рассчитывают на невнимательность покупателя, а потом угрожают аннулированием скидок, неустойкой или невозможностью расторгнуть договор.
Такая практика часто существует при продаже авиа или железнодорожных билетов в режиме онлайн. Тюменка Варвара Листикова поделилась неприятной историей с корреспондентом tmn.aif.ru. Девушка оформила билеты на самолет через интернет, и во время полета обнаружила, что ей навязали стритфуд по заоблачной цене.
«Во время рейса стюардессы часто ходят с тележкой по салону и раздают пассажирам напитки с быстрыми перекусами. Обычно мои перелеты недолгие, поэтому я не выбираю платную функцию питания на борту. Но в этот раз авиакомпания решила меня не спрашивать и поставила автоматическую галочку в дополнительных услугах без моего ведома. Я узнала об этом, когда женщина в форме протянула уже оплаченный мной гамбургер. К слову, цена пресного обеда составила 500 рублей. Деньги вернуть так и не удалось, ведь услугу уже оказали», — с досадой вспоминает тюменка.

Платные «блага» — частая проблема и среди покупателей электронной техники. Приобретая планшет, тюменец Игорь Савушкин заметил в договоре уже проставленные галочки возле дополнительных услуг, таких как чехол, защитное стекло и стилус — специальная ручка для сенсорных экранов.
«Помню, как удивился, вроде выбрал планшет за 26 тысяч рублей, а на кассе он стал стоит чуть ли не все 40. Разбираясь в ситуации, стал изучать бумаги и понял откуда „ветер дует“. Когда я сказал, что мне не нужны дополнительные товары, продавец стал наседать, мол, гарантии не будет и вообще это обязательное условие для продажи. Пришлось отказаться от покупки планшета в этом салоне. На следующий день купил гаджет в более престижном магазине», — рассказывает мужчина.
Однако чаще всего с навязыванием услуг потребители сталкиваются в кредитных организациях и в автосалонах у автодилеров.

«Осенью минувшего года Центральный Банк РФ отметил нечестные действия в вопросе автокредитования. Одной из проблем стали дополнительные товары, увеличивающие расходы заемщика и создающие путаницу в условиях кредитного договора. Нередко клиентам навязывали услуги, а после сделки не возвращали за них деньги или производили частичный возврат средств. Например, при оформлении автокредитов компании прямо указывали, что деньги не подлежат возврату при отказе. Другой пример, когда договор составляли таким образом, что услуга или ее наиболее дорогая часть выполнялась сразу после подписания, что исключало возможность вернуть деньги, — рассказывает юрист Евгений Боднар. — Одни из случаев, когда клиенту предоставли логин и пароль для доступа на сайт с бланками европротокола, инструкцией на случай ДТП, контактами аварийного комиссара и другой информацией. Эта услуга уже считается выполненной, поэтому вернуть за нее деньги невозможно».
Еще одна популярная «удочка» для наживы — скидка за покупку дополнительных услуг. Например, на автомобиль при оформлении кредита.
«Если заемщик решит отказаться от них или досрочно погасит кредит, продавец может потребовать возврат ранее предоставленной скидки», — говорит эксперт.
Не верь на слово
Билль «О защите прав потребителей» гласит: клиент имеет право получить полную информацию о продукте, прежде чем принять решение о покупке. Однако многие люди, доверившись словам менеджера, формально соглашаются с условиями, не изучая нюансы.
Хотя эта практика постепенно становится менее распространенной, но все же стать жертвой лишних услуг можно и при покупке ОСАГО. Клиент имеет право отказаться от дополнительных полисов, например, от страхования жизни или от несчастных случаев и болезней, которые ему пытается навязать менеджер.
Среди организаций, назойливо предлагавших дополнительные услуги были и банки: при оформлении кредитов менеджеры пытались вдовесок продать страхование жизни, СМС-оповещение или юридические консультации, хотя это не являлось обязательным условием для получения займа.

«Статья 16 Закона "О защите прав потребителей" запрещает ограничивать приобретение одних услуг обязательным приобретением других. Если банк настаивает на этом, клиент вправе отказаться. В случае если услуга уже была подключена, заемщик в течение 30 дней может отказаться от нее и вернуть себе деньги, — говорит Евгений Боднар. — Если организация отказала в кредите из-за нежелания оформлять дополнительные услуги, клиенту стоит обратиться с жалобой в Роспотребнадзор или Центральный банк России».
«Доходные галочки» не обошли и систему здравоохранения. Некоторые медцентры навязывают платные услуги, несмотря на то, что они входят в ОМС. По закону медики обязаны разъяснить пациенту, что конкретная процедура возможна без оплаты.
«Порой медучреждения заманивают клиентов и с помощью телефонных обзвонов, обещая бесплатную диагностику и осмотр. Разумеется, это всего лишь уловка, чтобы заманить человека и навязать ему ненужное лечение. Стоит ли говорить, что жертвами чаще всего становятся люди преклонного возраста», — отмечает эксперт.
Продавцы по-прежнему могут предлагать дополнительные услуги, но теперь у потребителей есть законное право от них отказаться, а также взыскать с продавца деньги за проданные ему без согласия товары или оказанные услуги. Требование клиента должно быть удовлетворено в течение трех дней.