Примерное время чтения: 5 минут
224

В Тюмени обсудили влияние торговых сетей на местных производителей

В Тюмени обсудили влияние федеральных торговых сетей на местных производителей
В Тюмени обсудили влияние федеральных торговых сетей на местных производителей / Из личного архива Владимира Огнева / Из личного архива

Уметь договариваться

Удобство федеральных торговых сетей покупатели оценили давно. В одном месте можно купить и продукты, и бытовую химию, и колеса на авто, к тому же, цены на некоторые товары приятно ниже. Но есть и те, кто к вновь открывающимся гипермаркетам относится с опаской – местные производители, региональные сети и магазины формата «у дома».

Какие есть проблемы взаимодействия между федеральными и региональными сетями, можно ли им наладить контакт и что для этого нужно сделать – это, пожалуй, самые актуальные вопросы, которые сегодня волнуют всех участников рынка.

Центр социального проектирования «Платформа» провел исследование и выяснил, как жители региона относятся к тому, что федеральных торговых сетей с каждым годом в области становится все больше. Итоги исследования, а также, какие есть «точки напряжения» между участниками рынка и какими могут быть форматы взаимовыгодного сотрудничества, эксперты обсудили на круглом столе «Региональные сети и федеральный ритейл: проблемы и формы взаимодействия».

Как показали результаты исследования, 86% опрошенных предпочитают ездить за покупками в крупные сети, в магазины у дома за покупками ходят только 26% опрошенных, еще меньше идут за продуктами к фермерам и на рынки.

В сравнении с местными сетями в числе преимуществ гипемаркетов 88 % жителей отмечают широкий ассортимент, 86% - наличие товаров разной ценовой категории, 68% - комфорт.

- При этом тюменцы хотят видеть на полках федеральных сетей качественные продукты, но свежесть привозной продукции у многих вызывает сомнение, поэтому жители отдают предпочтение товарам местных производителей, - говорит генеральный директор ЦСП «Платформа» Алексей Фирсов.

В свою очередь, местным товаропроизводителям непросто попасть на полки крупных гипермаркетов. Как отметила директор хлебокомбината «Абсолют» Марина Матюшкина, сотрудничество с крупными торговыми сетями не только сложный процесс, но и дорогой. К примеру, один только электронный документооборот обходится в 90 тысяч рублей в год. А если нереализованный товар сети еще и возвращают, то это сродни гибели небольшого предприятия.

Однако, несмотря на все сложности, Марине Митюшкиной удалось найти общий язык с одной из крупных федеральных сетей. Теперь хлеб местного производства можно купить в гипермаркете, а остатки товара возвращать хлебокомбинату не будут.

- В работе с федеральными сетями есть свои трудности, но договориться удается всегда. И ключевое слово здесь «договариваться», не нужно разговаривать, обсуждать, искать общие точки соприкосновения, понимать друг друга, - подчеркнула Марина Митюшкина.

Те игроки рынка, которым удалось поставить свою продукцию на полки гипермакетов, готовы поделиться с коллегами опытом. Для товаропроизводителей гипермаркеты могут стать мощным толчком для развития, а сети, в свою очередь, получат возможность закрепить покупателя, улучшить свои конкурентные возможности.

О том, что нужны обучающие мероприятия, чтобы производители могли разговаривать с сетями на одном языке, считают и участники рынка, и представители власти. Более того региональная власть готова выступать медиатором процесса, поскольку заинтересована как в поддержке местного бизнеса, так и в крупных сетях - они поддерживают социальную стабильность, улучшают общие стандарты и унифицируют социальное пространство.

Стать более гибкими

Федеральный ритейл «пугает» не только местных товаропроизводителей, но и небольшие региональные торговые сети, магазины у дома. По словам Алексея Фирсова, гиганты постепенно вытесняют с рынка небольшие торговые точки. Выжить в этой конкурентной борьбе могут только магазинчики, которые найдут уникальные ниши, новые форматы, будут обладать высокой гибкостью и динамичностью. В какой-то степени федералы могут стать стимулом для мелких магазинов к переменам к лучшему.

- К сожалению, владельцы небольших торговых сетей, магазинов достаточно неповоротливы, они не хотят объединиться, чтобы вместе выживать в конкурентной борьбе, придумывать новую стратегию, технологии. Возможно, какое-то время поработать в минус, чтобы потом получать стабильную прибыль, - говорит директор департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области Андрей Пантелеев. – Единственная возможность сохранить свой бизнес небольшим торговым сетям – искать свои «фишки» в работе с покупателями, быть клиентоориентированными, вводить дополнительный сервис.

Эксперты обсудили возможное взаимодействие между участниками рынка
Эксперты обсудили возможное взаимодействие между участниками рынка. Фото: Из личного архива/ Из личного архива Владимира Огнева

К слову, о клиентоориентированности небольших магазинов на круглом столе говорили многие эксперты. Так, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Тюменской области Лариса Невидайло рассказала, как однажды ей самой пришлось давать мастер-класс владельцу небольшого сельского магазина по тому, как нужно работать с клиентами. Буквально через месяц предприниматель, который жаловался, что конкурировать с крупными сетями невозможно, поведал о том, что ситуация в бизнесе начала налаживаться.

Идеи нерыночных сдерживающих инструментов в отношении федеральных сетей многим участникам показались нереалистичным инструментом. Более того, по мнению экспертов, проблема у мелких предпринимателей не столько в том, что «душат» федеральные сети, а, скорее, в таких же обязательствах перед государством, как у крупных предприятий. Как подчеркнул президент областной Торгово-промышленной палаты Эдуард Абдуллин, мелкие торговые сети должны платить такие же налоги, покупать очень дорогие лицензии, как и крупный ритейл, хотя обороты и доходы у этих двух игроков совершенно разные, а требования одинаковые.

Если ситуацию с высокими требованиями к бизнесу изменить можно только с изменением федерального законодательства, то построение конструктивного диалога и взаимовыгодного сотрудничества – в руках самих участников рынка. Круглый стол, на котором открыто и честно обсудили существующие проблемы – один из первых шагов, способ выявления пересечения интересов федеральных сетей и местного бизнеса.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах