427

«Укрывали на ночь одеялами». Как девушки-трактористки приближали Победу

Одной из работ, которую освоили девушки, стало вождение тракторов.
Одной из работ, которую освоили девушки, стало вождение тракторов. / Гульнара Шакирова / Из личного архива

Когда с началом Великой Отечественной войны мужчины ушли на фронт, все тяготы легли на плечи женщин. Управляться приходилось не только со своим хозяйством, но и трудиться на колхозных полях, постигая новые навыки и профессии. Одной из работ, которую освоили девушки, стало вождение тракторов.

С призывом ко всем комсомолкам

В июне 1941 года комсомолки и трактористки Белоглазова и Шебалкова из машинно-технической станции села Зырянка обратились ко всем девушкам Тюменского района с призывом сесть за руль трактора или комбайна, заменив ушедших на фронт отцов и братьев. К их словам прислушались. Так, из колхоза «Кызыл Гаскар» были направлены на курсы трактористок шестеро девушек. В то время колхоз как раз получил новые трактора, сконструированные самим Генри Фордом. «Фордзон-Путиловец» - выпускали их на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде по лицензии компании «Форд».

Впереди - уборка урожая, нужно было как можно скорее найти тех, кто освоит работу на новой технике. Одной из тех, кто решил научиться водить трактор, стала Маслума Хайбуллина из села Чикча.

«Маслума была неграмотной, поэтому, когда все записывали, она просто слушала. И была уверена, что права ей не дадут. Какова была ее радость, когда на экзамене услышала: «Хайбуллина, твоя очередь», - рассказывает автор книги «Мы помним» Гульнара Шакирова.

На тракторе Маслума проработала пять лет. Вспоминая эти годы, рассказывала о своем транспортном средстве: «Он был маленький, без кабины, с железными колесами. Гаража в колхозе не было, трактор стоял во дворе. В холода на ночь его укрывали одеялами и половиками, чтобы утром легче было завести».

Мотор заводился «ломиком» - прямой рукояткой, стоило трактору затарахтеть, как рукоятка начинала крутиться в обратную сторону. Если не успеть в это время убрать руку, можно было запросто получить травму. Однажды так и случилось, закрутившаяся в обратную сторону рукоятка сломала девушке руку. Врача в деревне не было, поэтому руку перебинтовали как смогли, потом оказалось, что она срослась неправильно.

Еще одним недостатком «Фордзонов» была необходимость в постоянном охлаждении карбюратора водой. После каждого круга, пройденного на поле, нужно было залить охлаждающую жидкость. Ее в деревянных бочках постоянно подвозили с реки. Если поле было рядом с водоемом, местные мальчишки пяти-шести лет ведрами таскали воду к тракторам.

Детали в сани и на починку

Коллеги Маслумы Хайбуллиной были из соседней деревни Якуши. Девушки всю войну проработали на своих «Федорах Петровичах», как в народе прозвали «Фордзоны». Ни посевная, ни уборочная страда не обходились без их умения управлять техникой. Однако одного мастерства трактористок для того, чтобы техника бесперебойно ездила по полям, было мало.

«Тракторы ломались, а детали нужно было для ремонта доставлять в Тюмень. Добирались до города пешком. Ремонтный цех находился далеко, нужно было пройти около 50 километров, - рассказывает Салима Ахиярова, дочь одной из трактористок Миннебанат Хамидуллиной. - Особенно тяжело было зимой. Поломанные детали укладывали в сани и рано утром отправлялись в ремонтный цех. Пальцы пристывали к холодному металлу. Согреться не удавалось даже в цеху, он не отапливался».

Самой молодой в бригаде трактористок была Сафура Юртлубаева. Ей было всего пятнадцать лет, когда она научилась водить трактор. Несмотря на юный возраст, Сафура работала наравне со всеми. Поблажек на возраст в военные годы никто не делал. Умерла девушка рано, как считали подруги-трактористки, одной из причин был сильный стресс. Однажды во время работы в поле ночью у девушки заглох трактор, она вышла посмотреть, в чем дело, и почувствовала, что кто-то навалился на нее со спины. Обернувшись, она увидела волка. Сафуре удалось уйти, но вскоре после этого она заболела и умерла.

«Бедность тогда была страшная. Тело умершей Сафуры во время похорон укрывали старыми изношенными половиками», - вспоминает жительница деревни Якуши Рабига Бабаева.

Рано ушла из жизни и Мабура Мустаева. После войны, потеряв мужа, она осталась с четырьмя детьми. Но военная молодость дала о себе знать, вскоре скончалась и Мабура. Еще одной в бригаде пятерых трактористок была Нурзида Мухамедзянова. От зари до зари работая в поле, она приближала Победу в тылу, пока ее брат Ахсан бил врага на фронте. Два раза девушка «хоронила» брата. Именно столько раз ее семье приходила похоронка. Какова же была их радость, когда после окончания войны неожиданно распахнулась дверь и в дом вошел Ахсан.

После войны

Весть о Победе над фашистской Германией трактористки узнали на полях. Соскочив со своих железных коней, они обнимались, смеялись, плакали. Профессия, полученная в годы войны, пригодилась многим и в мирной жизни. Так, Гайша Зульбухарова, проработав всю войну на «Фордзоне-Путиловце», спустя несколько лет после Победы пересела на МТЗ-5 «Беларусь». В отличие от своего ленинградского предшественника трактор минского производства был и более мощным, и лучше подходил для возделывания пашни под кукурузу, свеклу, картофель, подсолнечник и другие сельхозкультуры. Оценили по достоинству в колхозе и возможность присоединить к белорусскому трактору разное навесное оборудование: стогометатель, копновоз, вилочный погрузчик. Не один год Гайша возделывала колхозные поля на своем МТЗ-5. Точку в любимой работе поставил несчастный случай, после полученной травмы она больше не смогла управлять транспортом.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах