Примерное время чтения: 9 минут
1328

«Сначала уничтожали, а потом возрождали». Историк - о роли казачества

«Сначала уничтожали, а потом возрождали». Историк - о роли казачества
«Сначала уничтожали, а потом возрождали». Историк - о роли казачества / Из личного архива Геннадия Зайцева / Из личного архива

В советское время каждый школьник знал из учебников по истории страны, что злейшими врагами революции в России были казаки. Это они разгоняли нагайками митинги рабочих и студентов, а в гражданскую войну рубили шашками красноармейцев. О том, что случилось с казачеством, когда отгремела гражданская война, в школьных учебниках не писали.

Недавно об этом говорили в Тюмени. Именно здесь прошла всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная вековому юбилею революций.

О том, почему сначала уничтожали, а потом возрождали казачество, и о его роли в современной российской жизни, корреспондент «АиФ-Тюмень» Юрий Пахотин побеседовал с директором Центра региональных справочных изданий Тюменского госуниверситета, кандидатом исторических наук, заместителем атамана международной организации Союза Сибирских, Уральских и Семиреченских казаков Союза казаков России Геннадием Зайцевым.

Самая грозная сила

Юрий Пахотин, «Аиф-Тюмень»: То, что казаков в советской истории представляли душителями революции, справедливо или это миф?

Геннадий Зайцев: Часть казаков действительно участвовала в разгоне протестных демонстраций и митингов. Но они выполняли приказ. Царское правительство не должно было их бросать на подавление народа, именно тогда в них увидели врагов - так, например, считал известный писатель Александр Солженицын. Вот почему уже в феврале 1917-го временное правительство пыталось «урезать» их свободы.

А после октябрьского переворота «казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути - геноциду» - это я цитирую слова Владимира Путина из его статьи, опубликованной в «Российской газете» в феврале 2012 года. Почему? Да потому что казаки на тот момент оказались самой грозной силой в стране. Известно высказывание Троцкого о том, что казачество необходимо уничтожить, как единственный народ, Россию населяющий, способный к самоорганизации. Правда и в том, что из каждой сотни казаков приблизительно 80 воевали на стороне белых.

Я - потомственный кубанский казак и хорошо знаю историю своего рода. Так вот, и в моей семье были и белые, и красные. Как мне их делить? Тот раскол в обществе и сегодня, столетие спустя не преодолен. И это не на пользу России. Нам необходимо примирение. Сегодня многие задаются вопросом: а нужна ли была такая кровавая бойня, если в 1991 году мы вернулись к исходной точке?

Предназначение казака - ты рождаешься для защиты родины.
Предназначение казака - ты рождаешься для защиты родины. Фото: Из личного архива/ Из личного архива Геннадия Зайцева

- Наши сибирские казаки под этот каток репрессий попали?

- В 1919 году, после подписанного Яковом Свердловым секретного письма о расказачивании, началось по сути уничтожение казаков. Под удар прежде всего попали кубанские, терские и донские казаки. Сильно пострадали уральские казаки - в 1919 году практически 90 процентов их было уничтожено. А сибирские казаки к началу революционных событий уже были обескровлены - их выкосила Первая мировая война. Были же три призыва на фронт. Показательно, что когда в 1921 году произошло Ишимское, или, как его еще называют, Западно-Сибирское антибольшевистское крестьянское восстание, в нем участвовали и казаки. Они поддержали крестьян, но сил-то у них уже не было.

Каждый считал себя правым

- После такого разгрома казачество, как таковое, вообще перестало существовать?

- Как известно, первыми советскими декретами в стране были ликвидированы сословия, в том числе и казачество. Но при этом отдел по работе с казачеством во Всероссийском центральном исполнительном комитете остался. То есть казачество было особым сословием, с этим власти вынуждены были считаться. И в 1925 году была попытка встроить казачество в советскую систему. На пленуме ЦК большевистской партии была осуждена политика уничтожения казачьих обычаев, традиций и даже шел разговор о возвращении на Тереке территориальных казачьих образований. Но это осталось только на бумаге. В реальной жизни ничего не произошло, все осталось, как было.

- Казакам власть все-таки не доверяла, боялась их?

- Скорей всего, да. Им было запрещено служить в армии. Представьте, какой это удар для казаков, у них служение государю и Отечеству веками формировалось и было заложено на генном уровне. Но политическая ситуация менялась, и в 1936 году Сталин издал документ, разрешающий казакам служить в Рабоче-Крестьянской Красной армии. Причем моментально создают казачьи части. И когда 1 мая 1936 года на демонстрации в Москве по Красной площади прошли казаки, многие большевики не поняли, в чем дело - вроде только недавно их рубали на гражданской войне, а они тут идут по главной площади столицы.

Настораживает, что и сегодня появляются книги, в которых пытаются доказать, что первым был белый террор, а красный стал ответом. Нельзя оправдывать ни тех, ни других. И белые, и красные уничтожали друг друга с жесточайшей силой. И те, и другие воевали за Россию, и каждая сторона считала себя правой. Это страшнейшая трагедия.

- А вы на своей конференции возложили на кого-то ответственность за развязывание гражданской войны?

- Союз казаков России, с которого и началось возрождение казачества в стране, еще в декабре 1990 года на Большом круге атаманов в Краснодаре принял декларацию, в которой постановил считать гражданскую войну законченной раз и навсегда, всех, кто делит казаков на красных и белых, коммунистов и монархистов, считать врагами, политические пристрастия убрать на второй план ради национального возрождения России. А в Большом совете участвовало 110 атаманов, среди которых были и первый донской атаман Михаил Шолохов, младший сын великого писателя Михаила Александровича Шолохова, и Сергей Смоляков, первый атаман возрождающегося Сибирского казачества. Все проголосовали за это решение.

Сегодня мы понимаем, что революции отбросили Россию назад. И на конференции эта мысль прошла красной нитью. Все согласились с тем, что революционный путь - это не то, что нужно России. Только эволюция ведет к развитию. В революционные события мы не только огромное количество людей потеряли, мы были отброшены во всех отраслях экономики, понесли огромные территориальные потери. А что выиграли? Ничего. Так что казаки не в каких революциях участвовать не будут.

Казачество - это тот этнический цемент, который не даст разжечь межрелигиозные и межнациональные конфликты.
Казачество - это тот этнический цемент, который не даст разжечь межрелигиозные и межнациональные конфликты. Фото: Из личного архива/ Из личного архива Геннадия Зайцева

Что дальше?

- Мы не так известны, как Донское или Кубанское казачество, почему в последнее время казаки выбирают Тюмень для крупных всероссийских мероприятий?

- Думаю, здесь одна из главных причин в том, что власти области помогают всем казакам. У нас же есть и реестровые казаки, взявшие на себя обязанность по несению государственной службы, и Союз казаков России, и разные творческие казачьи организации. Но власть не делит их на наших и не наших, понимает, что это те структуры, которые работают на благо и региона, и России. Есть и нечто мистическое в Тюмени, притягивающее казаков. Именно сюда пришел Ермак и здесь прорубил окно из Европы в Азию. С него началось казачество азиатской части России: Сибирское войско, Семиреченское, Енисейское и так далее.

- Сегодня мы видим, что казаки патрулируют вместе с полицией улицы Тюмени, проводят всякие конференции, советы атаманов, участвуют в творческих фестивалях. А что дальше?

- Мы хотим воссоздать общины. У нас есть одна под Тюменью - станица Мальковская. Там целые династии казаков выросли. Община, это же не значит занятие сельским трудом. Это еще и семейное воспитание на обычаях и традициях казаков.

- Геннадий Степанович, но раньше это было сословие. У казаков были конь и шашка, они веками жили компактно, по своим законам. Сейчас цифровые технологии, автомобили, новейшая военная техника и оружие. Как вы впишите в эти реалии казака, и нужно ли это делать?

- Роль казачества в современной России я вижу в двух направлениях - это защита государства, то есть ратная служба в армии, и второе, самое главное - патриотическое воспитание молодежи на примерах обычаев и традиций казачества. Потому что исстари главное предназначение казака - ты рождаешься для защиты родины и готов умереть за Россию.

Сейчас армия переходит на контрактную службу, и мы будем готовить ребят к этой службе, для этого и создали казачьи кадетские классы, школы. Мы, кстати, ставили вопрос о создании казачьих частей еще в 1992 году. Они были созданы, например, Чебаркульская танковая казачья дивизия в Челябинской области. Но это не совсем то, что мы подразумевали. Хотелось, чтобы это было как раньше у казаков - они знали, что пойдут служить в ту сотню, в которой служил их отцы, деды. Преемственность нужна.

- К казачеству относятся серьезно и первые лица государства, и иерархи церкви, власти ему идут навстречу. Чего они ждут от вас?

- Мое мнение: казачество - это тот этнический цемент, который не даст разжечь межрелигиозные и межнациональные конфликты. Пример - уничтожив в 1919 году Терское казачество, власти заложили мину, которая рванула в 1991 году. Казаки этого бы не допустили. И сегодня, возрождая казачество, мы восстанавливаем этот цемент.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах