Примерное время чтения: 9 минут
1295

Подарок скульптора. Где хранится оригинал посмертной маски Владимира Ленина

Одними из первых с посмертной маской вождя ознакомились представители фракции КПРФ Тюменской областной думы.
Одними из первых с посмертной маской вождя ознакомились представители фракции КПРФ Тюменской областной думы. / Гай Першинг / Из личного архива

В этом году 22 апреля исполняется 150 лет со дня рождения Владимира Ленина, человека, изменившего ход мировой истории и пути развития человечества. Как бы к нему не относились и у нас в стране и за ее пределами, мало кто станет возражать, что это фигура планетарного масштаба.

Тюмень своеобразно связана с вождем мирового пролетариата. При жизни он в наших краях не бывал. Но вот во времена перестройки и гласности была раскрыта самая охраняемая долгие годы государственная тайна. И не только мир и страна, но и тюменцы с изумлением узнали, что практически все годы Великой Отечественной войны саркофаг с телом Ленина хранился в Тюмени в здании сельскохозяйственного института. Именно здесь и был организован пост №1.

А недавно стало известно, что в Тюменском музее частных коллекций хранится оригинал посмертной маски вождя мирового пролетариата, снятой выдающимся советским скульптором Сергеем Меркуровым. И в разговоре с корреспондентом «АиФ-Тюмень» директор музея Гай Першинг привел аргументы, подтверждающие этот факт.

За слепком не пришли

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Как, когда и каким путем в вашем музее оказалась эта маска?

Гай Першинг: Вообще-то в нашем городе она появилась еще в далеких восьмидесятых годах. Но в музей к нам попала только весной прошлого года. До этого времени она хранилась у известного тюменского скульптора Геннадия Вострецова. Он нам ее и подарил.

- А у него она откуда?

- Дело было так. Ленин Владимир Ильич, как известно, умер в Горках вечером 21 января 1924 года. В то время в нашей стране одним из самых известнейших скульпторов считался Сергей Дмитриевич Меркуров. Именно к нему, когда случилась трагедия, и встал вопрос об увековечивании памяти вождя революции, и обратились его соратники по партийному руководству по рекомендации Надежды Константиновны Крупской. Это она вспомнила, что Меркуров несколько раз прижизненно приезжал к Владимиру Ильичу и просил позировать для скульптуры. Вождь отказывался, ссылался на занятость. Но момент, видимо, настал.

Директор музея Гай Першинг.
Директор музея Гай Першинг. Фото: Из личного архива/ Гай Першинг

По просьбе скульптура в Горки были доставлены гипс и все необходимые для работы материалы. За ночь с 21 на 22 января Меркуров снял слепок лица, ближе к утру затылка, к обеду соединил части и сделал основу под голову. Это стало главным скульптурным посмертным изображением Владимира Ленина. В горках соратники вождя долго совещались о том, что делать дальше. В конце концов, решение было принято: 23 января гроб с телом Ленина был доставлен в Москву и установлен в Колонном зале Дома Союзов для увековечивания памяти Ленина.

- Это была какая-то специальная процедура?

- Комиссия ЦИК по организации похорон вождя пригласила туда художников и скульпторов, которые в течение четырех дней рисовали и лепили Ленина с натуры. Занимались этим 25 мастеров изобразительного искусства, среди них был, например, скульптор Иван Шадр, тоже один из известнейших, который беспрерывно работал 46 часов. Затем из отобранных ЦИК выполненных скульпторами гипсовых слепков распорядились отлить копии. Они были переданы близким вождя, а также большевистскому руководству и долго потом стояли в кабинетах партийных и советских начальников. Это были эталонные посмертные маски. Но главное скульптурное изображение - первый слепок Меркурова. Он и хранится теперь у нас.

- Все эти факты достаточно известны. Рассказ Меркурова о том, как он снимал посмертную маску, записал и предал широкой огласке его сын Георгий. Неизвестна одно - как в Тюмени оказался этот, как вы утверждаете, первый слепок?

- Представители соответствующих служб отвезли Сергея Меркурова домой вместе с первым слепком, взяв с него расписку, что он отдаст его при первом требовании уполномоченных на то руководством страны официальных лиц. Эта маска хранилась у него в мастерской в подмосковном Измайлово до самой смерти. Умер скульптор в 1952 году, его мастерская перешла по наследству сыну Георгию, тоже скульптору. Он продолжал бережно хранить слепок, ожидая, что когда-нибудь за ним придут. Но за ним так и не пришли. В 1982 году он приехал в Тюмень к своему другу Геннадию Вострецову и со словами «наверное, уже и не придут» подарил ему эту посмертную маску. В мастерской Вострецова она стояла до 2019 года. Как-то у нас с ним зашел разговор о концепциях музеев и он, услышав, что наш музей будет рассказывать об истории развития города, сказал, что у него есть для нас экспонат. Мы пошли в его мастерскую, по ступенькам поднялись вверх, он подарил нам этот уникальный экспонат и рассказал связанную с ним удивительную историю.

Грешно торговать памятью

- То есть почти четыре десятилетия в Тюмени хранился оригинал посмертной маски Ленина - и никому об этом не было известно?

- Надо знать Геннадия Петровича. Притом что он выпускник Ленинградского художественного училища им. В.А. Серова, член Союза художников России и автор произведений, ставших достопримечательностями Тюмени, такими, например, как памятный знак Герою Советского Союза Марите Мельникайте, памятник народному артисту РСФСР Георгию Дьяконову-Дьяченкову, это удивительно скромный человек. Даже представить невозможно, что он будет ходить по городу и рассказывать о том, что у него хранится такая маска. Вот и лежала она столько лет у него на полке в мастерской.

- Но сейчас она в вашем музее. И я не заметил, что это, казалось бы, сенсационное событие вызвало широкий резонанс. Почему?

- А как эту информацию донести до горожан? Получив такой уникальный экспонат, мы, честно говоря, сначала решили подтвердить его подлинность. Я обратился в мемориальный комплекс Ленина в Ульяновске. Там, как известно, работают самые главные эксперты по всем вопросам, касающимся ленинской тематики. Отправил им около полусотни фотографий скульптурного изображения, сделанных со всех ракурсов, попросил ответить на вопрос - действительно ли эта маска могла быть создана Меркуровым. И они подтвердили, что техника снятия масок соответствует его манере. По их словам, у них есть две посмертные маски - Меркурова и Шадра, но последующие, снятые уже после 23 января. И вот уже дважды представители Ульяновского мемориального комплекса обращались к нам с просьбой-вопросом: «А не хотите ли вы передать нам эту маску?» Но я, конечно, этого не сделаю. Не могу лишить Тюмень такого уникального экспоната. У нас хранился саркофаг с телом Ленина, а от этого события в городе практически не осталось никаких вещественных следов.

- Любопытно, Тюмень тем или иным образом периодически вклинивается в историографию вождя революции.

- Кстати, и пароход «Святитель Николай», на борту которого 30 апреля 1897 года Ленин из Красноярска отправился к месту ссылки, был сделан в Тюмени. Его собирались отправить на свалку в 60-х годах прошлого века, но приближалось столетие со дня рождения вождя, про ржавеющее судно вспомнили и восстановили его. В 1970 году на нем развернули экспозицию, посвященную жизни Ленина в ссылке. А потом, уже в 1990-е, вспомнили, что 1 июля 1891 года на нем в Красноярск из села Березовского прибыл цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II, направляясь из Владивостока в Петербург. Сейчас пароход - филиал Красноярского краеведческого музея.

- А посмертные маски в мире, в нашей стране вызывают интерес посетителей музеев?

- Безусловно. И очень большой. Маски - это очень редкий экспонат в музеях. А это уникальный случай - увидеть каким тот или иной из великих действительно был при жизни. Они мало кого оставляют равнодушными. Посмертные маски, сделанные профессиональными скульпторами, считаются предметами искусства. И, бесспорно, таковыми можно считать произведения Сергея Меркурова. Он же автор не только посмертной маски Ленина. Благодаря Сергею Дмитриевичу для потомков удалось сохранить черты многих знаменитых людей, среди которых и Лев Толстой, и Владимир Маяковский, и Максим Горький.

- А их продают?

- Мы как-то искали - есть ли предложения о продаже хотя бы копий масок вождя с историко-культурным свидетельством-подтверждением. И не нашли. Да и грешно, мне кажется, торговать нашей памятью.

Ленин с двумя кепками - миф

В Тюменской области много лет ходили слухи, что в Ишиме на привокзальной площади был установлен памятник Ленину с двумя кепками: одна была у него на голове, а вторую он сжимал в руке. Слухи были настолько упорными, что в 2004 году на одной из пресс-конференций тогдашний глава города Виктор Рейн вынужден был официально заявить, что не было такого памятника в Ишиме.

По мнению ряда исследователей, этот мифа ушел в народ с подачи Сергея Довлатова, который в романе «Чемодан» описал похожую историю, якобы случившуюся в Челябинске. На самом деле это было художественным вымыслом - подобного не происходило ни в Челябинске, ни в других городах Советского Союза.

Досье
Гай Першинг родился в Татарстане, сибиряк. Историк, археолог. Учился в Тюменском госуниверситете и Тюменском государственном институте культуры. Основал в Тюмени Музей частных коллекций - некоммерческую организацию, которой бессменно руководит почти два десятилетия.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах