Примерное время чтения: 12 минут
665

Мы - к вам, вы - к нам. Когда отдыхающие будут предпочитать российский юг

На фото - отдых в Крыму, набережная.
На фото - отдых в Крыму, набережная. / Владислава Макарчук / АиФ

Лето - время отпусков, отдыха и борьбы за туристов. Привлечь отдыхающих пытаются не только курортные города, но и небольшие районы, и даже села. Люди готовы потратить на отдых немалые суммы, а кому эти деньги достанутся - зависит от многих факторов.

Как чемпионат мира по футболу отразился на турпотоке, почему заграничное море привлекательнее, и чем завлечь отдыхающих в регионы, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнала у доцента кафедры сервиса, туризма и индустрии гостеприимства Тюменского государственного университета Елены Ермаковой.

Почти все включено

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Елена, почему, как бы ни старались привлечь туристов на наш юг, отдыхающие чаще отдают предпочтение загранице?

Елена Ермакова: Потому что отдых на наших курортах был дороже. Но сейчас ситуация меняется, последние несколько лет туристы все больше отдают предпочтение нашему югу. Фраза «Лучший отдых - это отдых за границей» уже не актуальна. Во-первых, после Олимпиады в лучшую сторону изменились Сочи, появился Крым и мост, построенный в 2018 году. По данным Ростуризма, спрос на авиабилеты по сравнению с прошлым годом увеличился на 9%, а по внутренним направлениям - на 18%. Во-вторых, начали появляться пакетные туры. В него входят перелет, проживание, плюс страховка, некоторые операторы включают туда и экскурсии. Программа и стоимость пакетного предложения зависят от тура. Для внутреннего туризма - это прорыв. До этого всегда отдельно оплачивали перелет, отель, в итоге все выходило дороже. Сейчас география пакетных туров развивается, и помимо традиционных мест отдыха в него начали включать и менее раскрученные.

- Насколько такие пакетные туры выгодны?

- Стоимость пакетного тура по России практически в два раза дешевле, чем заграничного, если у нас он стоит 41 тыс. рублей на двоих, то зарубежные направления – 82 тыс. рублей. Во-первых, по какому-то направлению лететь ближе, где-то удается договориться с отелями о скидках. Сейчас мы находимся на той стадии, которая дает развитие на будущее. Та же Турция ведь не сразу дошла до такого уровня туризма. Кстати, качественный отдых в Турции тоже не дешевый, по сравнению с доступными турами, дороже примерно в два раза, тем не менее путешественников это не останавливает, деньги находятся. Ну и, кстати, об уровне. Многие турецкие отели переживают не лучшие времена – то, что было новым лет десять назад, становится старым, а некоторые отели вообще «убитые». И то, что казалось раем, уже им не является… Начинает «проседать» и сервис, в нем наши туристы находят изъянов все больше и больше…

Качественный отдых в Турции тоже не дешевый.
Качественный отдых в Турции тоже не дешевый. Фото: АиФ/ Марина Борисова

- Если говорить о внутреннем туризме, то отдых в каком регионе сейчас самый востребованный?

- Крым. И способствовало этому и строительство моста. Это очень позитивно сказалось на том, что россияне, и не только они, чаще начали посещать полуостров. Например, по данным на 1 июня, на 26,5% больше туристов посетило Крым, чем в прошлом, 2017, году. Кстати, крымский мост заложил основы единого Приморского кластера - Краснодарский край и Крым. В принципе можно отдохнуть и там, и там, поскольку километраж небольшой, а климат разный. Интерес к курортам Краснодарского края тоже растет, согласно статистике, турпоток в регионе в 2018 году вырос на 17,8% по сравнению с прошлым.

Крымский мост.
Крымский мост. Фото: АиФ/ Александр Власенко

Цены под контроль

- Помимо прочего, среди причин, которые останавливают туристов от отдыха на нашем юге, указывают высокую стоимость продуктов. Те же мороженое, вода в Крыму отдыхающим обойдется раза в два-три дороже, чем дома. Все хотят успеть «обобрать» туристов?

- На море туристический сезон короткий, и за это время все стараются успеть заработать. Регулировать ценообразование - задача государства, иначе люди не поедут в эти регионы. Думаю, со временем цены все же возьмут под контроль. К слову, в этом случаи пакетные туры оказываются выгоднее, потому что нет необходимости выходить за той же водой в город. Система «все включено», как и за границей, постепенно вводится и у нас. Что бы ни говорили, но сервис - волшебное слово для туристов - важен. У нас пока это только набирает обороты: гастрономия, хорошие дороги, отношение. Важно не только море, ради которого люди едут, но и антураж. Высокая требовательность туристов поможет развить «домашнюю» индустрию гостеприимства и соответствовать высоким стандартам.

Система «все включено», как и за границей, постепенно вводится и в России.
Система «все включено», как и за границей, постепенно вводится и в России. Фото: pixabay.com

- Как прошедший чемпионат мира повлиял на турпоток?

- Чем больше будет таких мировых событийных мероприятий, тем больше количество отдыхающих в нашей стране. Мы умеем проводить фестивали, чемпионаты на высоком уровне. Футболисты, болельщики уехали, а туристы приедут, останется инфраструктура, построенная к чемпионату, все это сделает эти города еще привлекательнее.

- Может ли быть такое, что лет через 10-20 наши туристы будут отдавать предпочтение нашим курортам?

- Мне кажется, что в наших людях все равно есть некий пиетет перед заграницей. Убеждение, что там лучше, пока сидит в нас очень глубоко, и перебороть эту тенденцию сложно, а может быть, и не нужно. Побывав за «бугром», мы приносим что-то новое, без этого очень трудно развиваться. Хорошо будет, если спрос на зарубежные и внутренние туры сравняется. Но интерес к заграничным турам будет всегда. Ведь отдохнуть от нашей действительности, отрешиться от нее на две-три недели, можно только в другой стране. К тому же по России мы часто ездим в командировки, в гости к родным - мини-путешествия по стране у нас так или иначе бывают. У многих отпуска в холодное время года, когда у нас «моря нет». Поэтому нам нужен обмен туристами, чтобы из других стран приезжали к нам, а мы ездили к ним. Это был бы идеальный баланс.

Нужен «вау-эффект»

- Сейчас активно развивают внутренний туризм и в нашем регионе. У нас появились туристический бренд, магазин сувениров, билборды при въезде в Тюмень. Насколько важны такие мелочи и помогут ли они привлечь туристов?

- Туризм и состоит из мелочей, который складываются в целостную картинку. Слоган, бренд - это красивое оформление продукта, которое завлекает, действуют на человека на психологическом уровне. Это как вишенка на торте, которая помогает продать его покупателю, делает привлекательным. К тому же, например, сувенирная продукция помогает идентифицировать регион. Кто на Камчатке знает, чем отличается Тюменская область от, к примеру, Челябинской или Брянской? Для многих все регионы сливаются в один, мы не представляем, как туда доехать, что там делать. Такие мелочи помогают сделать область узнаваемой и не только для туристов, а в целом. Замечательно, что в Тюмени появились такие «вишенки»! Единственное, те же самые билборды нужно устанавливать не только в нашем регионе, но и в других, чтобы и там знали о Тюменской области, приезжали к нам. Их путь начинается со своего региона, а не с тюменского аэропорта.

Теплоходы на Туре. Тюмень.
Теплоходы на Туре. Тюмень. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

- У нас есть раскрученные турмаршруты - Тобольск, Тюмень, Ялуторовск, можем ли мы еще что-то предложить гостям региона?

- И да, и нет. Эти маршруты, с точки зрения туризма, недостаточно раскручены. Тобольск более ли менее раскручен, но тот же туркомплекс Абалак по большому счету не работает, как надо, в отличие от того же «Парка сказов» под Екатеринбургом. Там нет жизни, нет людей, которые занимаются гостями, рассказывают им что-то, расписания мастер-классов, турист ходит сам по себе. Стоят когда-то построенные сооружения и чахнут под сибирским солнцем или дождем. Не задействован в Тобольске и промышленный туризм, хотя потенциал огромный. Несколько лет назад говорили о развитии маршрута нефтяников, организовали инфотуры, но до рядового туриста он пока «не дошел». Между тем, конкуренты уже поджимают. После чемпионата мира они будут уже не на два, а на три шага впереди. А мы еще только где-то что-то внедряем. С точки зрения туризма - это очень медленно.

Набережная Тюмени.
Набережная Тюмени. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

Что касается Тюмени, то здесь не хватает ярких туристических суперобъектов. Набережная - не подходит, там нет «вау-эффекта». Один раз сходили, а второй раз уже не пойдешь, с точки зрения туризма, она должна быть наполнена событиями. Туризм сейчас - это событие, люди не просто едут пройтись по набережной, погулять самостоятельно, им нужно что-то там делать, и желательно не в течение часа – двух. В Ялуторовске есть Острог, но его тоже нужно развивать. Ишим - очень хороший, интересный город, но слабо раскрученный. Для жителей области районы - белое пятно, мы сами не знаем, что там есть интересного. Им не хватает инфраструктуры. Да и не везде нужен туризм, это требует колоссальных средств и очень ярких идей, которые бы привлекали.

Елена Ермакова.
Елена Ермакова. Фото: Из личного архива/ Елена Ермакова

- Как этнографический туризм, который вы начинали развивать, может повлиять на привлекательности региона для гостей?

- Это очень маленькая частичка туризма, для любителей, так скажем. Да, она очень интересная, яркая, но все-таки, как я уже сказала, туризм - это инфраструктура и вложения, а нам этого пока не хватает. Ведь в той же Чувашии, где этнографический туризм очень развит, деньги на него получают из федеральной целевой программы, на это выделяются миллионы. И делают этнопарки, чтобы люди могли остановиться, разрабатывают для них программы. Кстати, это то, чем располагает туристический комплекс Абалак, но этого в нем нет. Это прекрасная база для этнопарка, но концепции нет. Кит не плывет, дракон не пышет огнем, одна баба Яга только, которая деньги с туристов собирает.

- Всегда ли развитие туризма упирается только в деньги?

- Да, туризм - это ресурсы, без которых никуда. На голое море не повезешь, там что-то должно быть. Без денег можно развивать, но это очень маленький вклад, если говорить о «большом туризме». Должна быть также команда, которая ведет за собой, которая разрабатывает и внедряет интересные идеи.

Досье
Елена Ермакова окончила ТюмГУ (филологический факультет) в 1999 г. Аспирантура ТюмГУ. Кандидат филологических наук. Автор более 100 публикаций (монографии, статьи), посвященных культуре народов Тюменской области. Разработчик туристических маршрутов по региону. Победитель премии «Маршрут года» 2017 г. за маршрут к коми-зырянам Тюменской области.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах