Примерное время чтения: 7 минут
298

«Ермошка – вонючая гармошка». Из истории русского мата в Сибири

№ 7. "Аргументы и Факты" в Западной Сибири 17/02/2022
3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой.
3 февраля - Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой. pixabay.com

Несмотря на то, что нецензурную брань пытались и пытаются искоренить, из речи она не уходит. Более того, в былые времена она не только не считалась непристойной, наоборот - в некоторых случаях очень уместной и даже уважаемой. О силе мата - в материале «АиФ - Тюмень».

Культ плодородия

Еще в 20-м веке в народе ходило поверье: дескать, материться - отпугивать от себя нечистую силу. Вероятно, это связано с тем, что крепкому словцу приписывали магическую, защитную функцию. За это его еще в старину звали «песьим языком».

- Из славянской мифологии известно, что собаки или псы - это животные загробного мира, они были спутниками славянской богини смерти Морены. Пес, охранявший богиню, мог стать оборотнем-человеком и навести порчу, сглаз. Вот для этого в народе и применяли защитные формулы, то есть мат, посылали «по матушке». Нецензурная брань была своеобразным разоблачением злого оборотня, после чего он должен был оставить человека в покое, - поясняет автор экскурсии по городу «Тюмень кабацкая» Марина Сафина.

Представьте, что вы как в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» оказались на несколько часов в IIX-XIII веке, ругайтесь себе сколько душе угодно, никто не посмотрит косо и не посчитает вас некультурным человеком. Ведь то, что мы сейчас считаем матом, раньше таковым не являлось. Например, древнерусские слова, обозначающие детородные органы, в эпоху язычества никто бы не посчитал ругательством. Наоборот, они были связаны с культами плодородия.

То, что мы сейчас считаем матом, раньше таковым не являлось

- Все изменилось с приходом христианства на Руси. Поганые слова заменили на более приличные: совокупляться, детородный и т.д. Есть еще одно слово на букву «Б», ныне запретное, а в прошлом его можно было встретить даже в церковных текстах и официальных грамотах. Обозначало оно «блуд», «ошибка», «обман». Народ этим словом звал гулящих женщин. Императрица Анна Иоанновна наложила на это слово запрет, - рассказывает еще один знаток истории Олеся Степаненко, соведущая Марины.

Наступает ХVI век, Сибирь пополняется волной переселенцев. Длится все это безобразие несколько столетий и, безусловно, не проходит бесследно. Эти территории проникаются разными национальными традициями, среди которых и русское сквернословие.

- Беглые крестьяне и посадские искали здесь, на заселяемой и быстро развивающейся земле, свободу от крепостной неволи и от произвола властей. Сибирь манила свободой беглецов, каторжников, бандитов, воришек. Добравшись по Тобольскому тракту до Тюмени, многие оседали в таких кварталах как: Городище, Сарай, Потаскуй. Здесь формировались бандитские кварталы, где крепкое слово было частым явлением, - продолжает Олеся.

Ямщики ругаются нестерпимо

В театрализованной экскурсии Марина Сафина в образе базарной бабы ругается как ямщик: «Пустобрех, как из хрена свечка, ему до смертинки - две пердинки, Ермошка - вонючая говешка».

Марина Сафина в образе базарной бабы. Театрализованная экскурсия «В городе на Туре».
Марина Сафина в образе базарной бабы. Театрализованная экскурсия «Тюмень кабацкая». Фото: Из личного архива/ Марина Сафина

- Народ в автобусе на экскурсии «Тюмень кабацкая» от таких речей поносных только хохотом заливается, а после спрашивает, где такие слова беру? Отвечаю, что читаем русских классиков, вот, к примеру, А.П. Чехов: «Из ямщиков громче и злее всех бранится виноватый. Бранятся они со злобой, без всякой причины, очевидно спросонок. Слушая их отборную ругань, можно подумать, что не только у моего возницы, у лошадей и у них самих, но и у воды, у парома и у весел есть матери. Самая мягкая и безобидная брань у гребцов - это «чтоб тебя уязвило» или «язвина тебе в рот!» Какая здесь желается язва, я не понял, хотя и расспрашивал. Я в полушубке, больших сапогах и в шапке; в потемках не видно, что я «ваше благородие», и один из гребцов кричит мне хриплым голосом: - Эй ты, язвина, что стоишь, рот разинул? Отпрягай пристяжную!»

Театрализованная экскурсия «В городе на Туре».
Олеся Степаненко. Театрализованная экскурсия «Тюмень кабацкая». Фото: Из личного архива/ Марина Сафина

По словам Марины Сафиной, конечно, не у всех жителей в лексиконе присутствовала брань, например, среди старообрядцев, высланных и бежавших в Сибирь и проявлявших себя весьма замкнуто и религиозно, это проявлялось и в речи. Для них матерщина, срамословие - это словесный грех.

- Недаром в русском народе матершинников издавна называли богохульниками. Из старообрядцев вышло много купеческих династий. Сложно представить себе ругающимся тюменского купца И.П. Колокольникова, хотя кто знает, что он мог произнести, допустим, если случайно ударил по пальцу. Британские ученые подтвердили то, что нецензурная брань существенно облегчает чувство боли, - рассказывает эксперт.

Холера его возьми!

Кандидат филологических наук, доцент Елена Багирова знает о бранных диалектных словах не понаслышке. Бывая в тюменских деревнях с экспедициями, она записывала самые отборные примеры.

- Зачастую в сельской местности ругательные слова заменяют на какие-то другие, хотя все понимают, о чем речь. Например, отправляют к черту или к кумухам, к лешему, в баню и др. Бытуют в тюменских говорах и выражения, прямо называющие способ наказания того человека, к которому обращен посыл: «Парали́к тебя́ разбей! Черт его бей! Холера его возьми! Чахотка тебя сгреби! Черт его бей!»

Что служило и служит причиной использования ярких слов в речи? Елена Петровна говорит, что зачастую эмоциональные стрессовые ситуации толкают на крепкое словцо: ссора, оскорбление, осуждение или угроза.

- В этом случае, ругаясь, человек не осознает, что это «нелитературно». Иногда нецензурное выражение используется намеренно. И его цель - смех, гротескная оценка события. Еще интересное наблюдение: бранная лексика нередко используется в качестве междометия для создания связности высказывания и его эмоциональной насыщенности: «Сейчас бы он (о муже) вам поговорил! Говорит чисто, не по-сибирски, на русском. Ма́кри ево в душу! Он бы был, наговорил бы».

Но, несмотря на это, чувство такта сибирякам тоже вполне было знакомо. Часто многие слова, касающиеся табуированных тем, старались заменить или завуалировать. Например, по наблюдениям Елены Петровны, чтобы заменить слова, обозначающие сексуальные отношения, используется метафора - охотку сбить. Нередко, чтобы избежать прямого называния половых действий, говорящий употребляет слово-замену, нейтральное, абсолютно не связанное с темой сексуальных отношений: «Она с другим там, а он (муж) ей дома все управлят; У нас тут одна девушка брюшко нажила, а потом друга девушка тожо видно с парнем пропала».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах