По данным ВЦИОМ за 2023 год, 61 % граждан страны считают, что у женщин в современной России столько же прав и возможностей, сколько и у мужчин. Однако еще до революции представительницы прекрасного пола не могли участвовать в выборах, занимать большинство должностей и даже разводиться. О том, какова была судьба тюменок разных сословий, живших во второй половине XIX - начале XX вв., рассказала журналист и краевед Влада Нерадовская.
Работай, но с разрешения
В прошлом у тюменок, как и у жительниц всей Российской империи, не было избирательного права. Доходило даже до того, что в определенные учреждения женщин могли просто не пустить. Например, в городскую думу.
«Согласно городовому положению 1870 г. расширялись возможности местного самоуправления. Благодаря этому избирательными правами наделялись широкие слои населения. За исключением женщин. Нельзя сказать, что женщины были вне политического поля. К примеру, представительницы купечества обладали экономической независимостью и могли косвенно влиять на дела города. Но не более того», – отмечает Влада.
Как говорит краевед, с развитием экономики в стране во второй половине XIX в. изменилась и роль женщины.
«Здесь можно привести цитату исследователей тех времен: “Промышленная жизнь взывала к деятельности даже тюменскую женщину. Ее можно видеть торгующей на рынке, в лавке и работающей в швейной мастерской"», - говорит эксперт.
Женщин привлекали и к работе на производстве. Горожанки трудились на крупных промышленных предприятиях, например, на спичечной фабрике, которая находилась в Заречной части Тюмени. Известно, что 60 % сотрудников этой фабрики были женщины.
Но вот что писала в 1913 году одна из местных газет, объясняя читателям, почему руководители предприятий предпочитают трудоустраивать представительниц слабого пола.
«На спичечной фабрике работает много женщин. Женщина всегда меньше сопротивляется, чем мужчина. Менее требовательна, более покорна. Женщине меньше платят. Над ней больше издеваются», – приводит цитату Влада.
По словам краеведа, с экономическими правами до революции тюменкам было легче, чем с политическими. Однако здесь есть нюанс, если вспомнить историю о паспорте. Запись женщины в паспорт мужчины означала ее личную зависимость от этого человека. В плане трудоустройства эта зависимость сохранялась, т. е. женщина могла пойти на работу, но нужно было перед этим получить разрешение у отца или мужа.
Рисковали жизнью
Другая профессия, которая была популярна среди женщин, особенно в годы Первой мировой войны, – сестра милосердия при организации Красного Креста. Однако и в мирное время у сестер было много работы.
«Они помогали в благотворительных столовых для нуждающихся, раздавая сухой паек. Также работали в ситуациях, которые мы бы сейчас назвали чрезвычайными. Например, в 1911 году в Тобольской губернии был неурожай и возникли вспышки инфекционных болезней. Сестер милосердия отправляли на помощь больным в места эпидемий, где они подвергались большому риску для жизни», – отмечает краевед.
Одной из ярких представительниц этой профессии была Надежда Лухманова. Она также сумела проявить себя и как творческая личность. Будучи еще журналисткой и писательницей, она одна из первых заговорила о правах женщин. Надежда Александровна недолгое время была супругой тюменского инженера Александра Колмогорова. Прожив несколько лет в Тюмени, дворянка описала в произведении «В глухих местах» быт и нравы сибирского города и вседозволенность мужей по отношению к своим женам.
«Если говорить о браках, то история их заключения тоже интересная. Они создавались только с согласия родителей, точнее, главы семейства, так как матери находились в подчиненном положении. Разводы были большой редкостью и очень осуждались. Любопытно проследить статистику, за какие преступления женщины чаще всего ссылались в Сибирь – это, как правило, убийства и отравления мужей», – рассказывает Влада.
Стоит отметить, что в сибирскую ссылку женщины могли отправиться и по доброй воле. Например, Евгения Рогозинская. 18-летней девушкой она вышла замуж за 50-летнего журналиста Петра Рогозинского, которого отправили в Тюмень за хлесткую статью о растрате казны царской семьей. Евгения прониклась мужеством супруга и добровольно поехала с ним в ссылку.
Несмотря на постоянный контроль и обыски полиции, женщина играла в любительском театре и даже стала владелицей небольшого книжного магазина в Тюмени. Более того, ей с супругом удавалось вести подпольную революционную деятельность.
Еще одна неординарная личность города – Павла Воробейчикова. Она владела пимокатным заводом и сетью обувных магазинов, а также сдавала внаем лучшие дома Тюмени. Но такой успех для женщины был скорее исключением, чем правилом.
Учиться не по карману
Как говорит краевед, у состоятельных женщин из высшего сословия было больше возможностей, чем у крестьянок: «Некоторые крестьянки приезжали в город на заработки, но чаще всего могли рассчитывать на работу в богатых домах в качестве прислуги».
Не у каждой из них была возможность получить образование. В Тюмени девочки учились в женской гимназии с 1 по 8 класс.
«Здесь давали образование для представительниц всех сословий – мещанства, купечества, даже крестьянства, если позволяли средства их семей. Девочки изучали географию, литературу, русский язык, арифметику, историю, биологию и т. д. В том числе Закон Божий и рукоделие», – добавляет краевед.
В гимназиях существовал так называемый институт надзирательства. За ученицами следили классные дамы. Внешний вид, поведение, успеваемость, переписка с родными, свидетельства от духовного отца о посещении исповеди, жизнь вне гимназии, – все это было под их строгим контролем. За нарушения гимназисток могли публично порицать, занижать оценки или даже отчислить.
До революции выпускницы гимназий не могли получать высшее образование. Первым женским университетом страны стали Бестужевские курсы в Санкт-Петербурге, открытые в 1878 году. Правда, они были не каждой семье по карману. Судьбы девочек после окончания гимназии в большинстве случаев сводились к одному – к замужеству.