Примерное время чтения: 10 минут
162

Ревизии не будет. Тюменский политолог - о региональной власти

От руководителей структур правительства зависят стратегические моменты и настройка аппарата управления.
От руководителей структур правительства зависят стратегические моменты и настройка аппарата управления. / Ольга Сергеева / АиФ

Новый кабинет министров России сформирован, и он уже приступил к работе. Смена правительства - не просто замена персоналий. Зачастую это корректировки направлений социально-экономического развития страны, а порой - и смена курса.

Как все это отразится на уровне региональной и муниципальной власти? Что ждать жителям нашей области? Об этом корреспондент «АиФ-Тюмень» узнал у тюменского политолога Андрея Шуклина

Что такое команда губернатора?

Юрий Пахотин, «АиФ-Тюмень»: Отставка правительства России и назначение нового главы кабинета стали полной неожиданностью даже для искушенных в политике специалистов. На ваш взгляд это как-то отразится на работе исполнительной власти нашего региона?

Андрей Шуклин: Я думаю, что на деятельность нашего регионального правительства эти перемены никак не повлияют. Зачастую в общественном сознании мы многое связываем с конкретными фигурами политиков и государственных деятелей страны. Но если внимательно ознакомиться с программами развития страны, то становится очевидным - практически все они носят долгосрочный характер. Скажем, сейчас развитие нашего государства идет в контексте национальных проектов. Не сомневаюсь в том, что этот курс продолжится. Из 12 нацпроектов у нас в регионе реализуются 11. Кроме того, у нас утверждены и действуют 48 региональных программ, и не думаю, что со сменой правительства России будет произведена какая-то их ревизия - все они будут продолжены. На мой взгляд, правительство Михаила Мишустина технократичное. Сам он в свое время не просто цифровизировал налоговую службу, которой руководил, а сделал ее одной из лучших в мире. Возможно, он эти процессы запустит и в систему управления всей страны.

- То есть кардинальных изменений не произойдет, просто те же нацпроекты и программа стратегического развития страны будут более эффективно выполняться. Это задача нового федерального правительства?

- Да. А стратегическое направления развития страны - это улучшение жизни россиян. Об этом неоднократно заявлял глава государства. И, конечно же, с моей точки зрения, его не устраивало не это направление, а темпы, которыми шло выполнение задачи. Они, кстати, не устраивали и общество, что показывали все социологические опросы последних лет.

Александр Моор.
Александр Моор. Фото: Правительство Тюменской области

- Давайте вернемся к нашему региональному правительству. Александр Моор вступил в должность губернатора области 14 сентября 2018 года. Времени прошло достаточно, но перемены в составе правительства еще продолжаются. До сих пор не назначен директор департамента экономики области. Ушла в отставку Наталья Шевчик, первый заместитель губернатора, много лет курирующая социальную политику. И этот пост до сих пор вакантен. А это ключевые направления работы власти. Как вы считаете, почему не спешит глава региона с окончательным формированием своей команды?

- Что такое команда губернатора? От руководителей структур правительства зависят стратегические моменты и настройка аппарата управления. А основная часть деятельности органа исполнительной власти - это масса очень нужной, важной обыденной работы. Есть у правительства программы развития региона по всем направлениям, штат сотрудников во всех ведомствах и отлаженные отношения между ними. Система управления стабильна, она работает. Нет острых моментов. Это в политических партиях в руководящем звене каждая фигура - это знамя, бренд, и если уходит оттуда кто-то - для партии это катастрофа. А в исполнительной власти управленческий аппарат в основном обезличенный. Это командная работа, по инерции этот механизм может без сбоев двигаться долго. Поэтому губернатор и не торопится принимать кадровые решения.

- Работа наших губернаторов, сначала Сергея Собянина, затем его приемника - Владимира Якушева, была замечена и оценена «наверху», оба они получили назначение на высокие посты в федеральные органы власти. И нынешний глава региона Александр Моор тоже, если можно так выразиться, прошел тюменскую школу подготовки руководящих кадров. В чем особенность этой управленческой школы, о которой сегодня стали много говорить?

- Если максимально кратко, то «тюменский секрет» кроется в том, что от смены первого или определенного лица в правительстве области система не дает сбоев, не рушится. Нет ручного управления. Заложен четкий механизм действий, суть которого можно пояснить словами из наставления генералиссимуса Александра Суворова: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Существуют определенные программы для чиновников, в которых по пунктам расписаны ключевые задачи: кто за что отвечает, когда и в какие сроки он должен решить проблему. И прописан механизм взаимодействия с теми структурами, которые должны подключаться при решении этого круга проблем. У каждого чиновника существует своя зона ответственности.

- При взаимодействии с муниципалитетами действует тот же механизм управления?

- Точно тот же. Существуют муниципальные образования, их еще называют сельскими поселениями. В каждом из них тоже своя структура - глава поселения, заместитель по определенному кругу вопросов, управление ЖКХ, юристы. Одним словом, позиции, которые в совокупности закрывают весь спектр горячих проблем.

- Вы говорите о достижениях системы управления той самой вертикали власти, которая сейчас функционирует. А где место общественности в этой системе?

- Она тоже все активнее включается в процессы при принятии властью тех или иных решений, касающихся жизни тюменцев. И когда подключается общественность, как правило, возникает широкий резонанс, и власти порой меняют или даже отказываются от своих решений. Скажем, из-за негативной реакции общественности власти заморозили уже начатое строительство в Тюмени 25-этажного здания возле ЦУМа. Или, например, после протестов жителей деревни Нижние Аремзяны был приостановлен проект строительства в районе поселения фанерного завода.

Или совсем недавний пример - судьба лога реки Тюменки в областном центре, где власти собираются построить студенческий кампус на тысячу проживающих и парковку, а общественники просят создать на этом месте парк. И вот в конце января этого года власти отменили госзакупку на строительство студенческого кампуса до выяснения всех спорных вопросов. Подобные оживленные дискуссии время от времени возникают, мы замечаем, что власть, как правило, находит консенсус с общественностью, и все благодаря тому, что при спорных ситуациях старается выслушать все точки зрения, а не пытается продавить своей мощью и авторитетом принятое решение.

Время крупных проектов закончилось

- Не боится власть региона, вступая в открытый диалог с обществом, потерять свою сакральность?

- Наша власть в таком формате взаимодействует с общественностью уже давно. Сакральный характер сегодня мало где власть может сохранить. Она уже давно по-другому воспринимается. Высокие трибуны, помпезность, дистанция, отделяющая власть от людей, - это вчерашний день. Сейчас любой житель региона, если напишет на страничку губернатора в соцсетях предложение, жалобу, комментарий, они оперативно получат конкретный ответ. Эта система работает и в администрации Тюмени, и в муниципалитетах региона. Сейчас же повсеместно есть интернет. И если раньше жители каких-либо отдаленных селений могли считать себя заброшенными, полностью выключенными и никак не влияющими на процессы принятия властью решений, то сегодня они убеждаются, что на их мнение реагируют. А это совсем другое психологическое состояние, которое возникает у людей, их менталитет начинает трансформироваться.

Выбирают людей чаще не по их принадлежности к той или иной партии, а по их личным качествам

- У нас региональный парламент многопартийный. Но при хорошо действующей исполнительной власти играют ли серьезную роль политические партии?

- Здесь роль больше играет не столько партия, сколько фигура депутата. В советское время это был представитель власти в народе. Сейчас при конкурентных демократических выборах это представитель народа во власти. Особенно это заметно в местных думах. Это же простые люди, работающие на общественных началах. Но они рупор народа, который озвучивает проблемы и добивается их решения. И выбирают людей чаще не по их принадлежности к той или иной партии, а по их личным качествам.

- К нам в регион никогда не присылают на должность первого руководителя области «варягов». Это знак доверия властям?

- Если наш опыт перенимают другие регионы, а порой его распространяют на всю страну, какая необходимость в такой замене? Это в советские довоенные и послевоенные времена была когорта управленцев, которые на чемоданах сидели, и по приказу партии их могли отправить в любую точку Советского Союза руководить чем угодно - колхозом, заводом, районом, областью. Только после Никиты Хрущева эта практика прекратилась. Но отмечу, что в различных ведомствах, особенно силовых, и сейчас периодически происходит ротация руководителей. И, как правило, они приезжают из других регионов. И это, я считаю, правильно. Не должны они засиживаться. Во многих регионах проблема в том и была, что власть, силовики и бизнес обрастали тесными связями. Именно из-за этого там и возникали крупные коррупционные скандалы.

- Александр Моор возглавил область не в самое простое время. Уже в этом году области предстоит жить с дефицитным бюджетом. Чего нам, жителям региона, ждать?

- Губернатор в своем послании региональному парламенту сказал, что нужно развивать муниципалитеты. Время крупных инвестиционных проектов пока закончилось. Нужно, чтобы на местах не ждали, когда кто-то сверху найдет им инвестора, а действовали сами - составляли планы развития территории, инвестиционные карты, просчитывали перспективы: где и что можно организовать, какую площадку под что выделить. У нас на заре советской власти сначала была НЭП, а потом индустриализация. Сейчас, наоборот, прошла новая индустриализация, а затем НЭП, то есть опора на частное предпринимательство, частную инициативу, развитие мелкотоварных форм производства. Что касается дефицита бюджета, то ничего страшного в этом нет. Мы же казенные деньги не проедаем, не тратим их безрассудно - мы закладываем фундамент будущего. Запланировано строительство новых школ, детсадов, идет формирование комфортной среды проживания - благоустраиваются дворы, парки, скверы, строятся дороги. Некоторые критикуют, мол, зачем при дефицитном бюджете строить автодороги. Но общеизвестна закономерность - чем лучше сеть дорог, тем выше экономическая активность территории. Туда гораздо охотнее пойдет любой инвестор. Кроме того, кто-то при дороге построит магазин, промбазу, гостиницу, кафе. А это новые рабочие места. И в конечном счете - улучшение жизни людей, что и названо главной задачей власти всех уровней.

Чем лучше сеть дорог, тем выше экономическая активность территории.
Чем лучше сеть дорог, тем выше экономическая активность территории. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

Досье
Андрей Шуклин родился в Тюмени. Окончил ТюмГУ. Политолог, блогер, кандидат философских наук, член Российского философского общества, член Общественной палаты Тюменской области, директор Центра общественных коммуникаций.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах