Чем ближе Новый год, тем больше народу в торговых центрах и магазинах. Все мечутся в поисках подарков, скидок и распродаж. И часто, отправляясь за одной бутылкой шампанского, выходят из ТЦ с пятью огромными пакетами покупок.
Почему именно в преддверии Нового года начинается потребительский ажиотаж, как обманывают покупателей и когда бывают реальные скидки, «АиФ-Тюмень» узнал у доцента кафедры «Торговое дело» Тюменского индустриального университета, кандидата экономических наук Алены Габудиной.
На поводу у рекламы
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: Почему именно в Новый год начинается такой ажиотаж на рынке? Работает поверье: как встретишь, так и проведешь?
Алена Габудина: У нас в стране Новый год - это один из главных праздников. И, действительно, бытует мнение, что, как его встретишь, так и проведешь. Поэтому все стремятся богато накрыть на стол, хорошо встретить праздник. К тому же есть традиция дарить друг другу подарки. Потому ажиотаж, связанный с покупкой продовольственных и промышленных товаров, есть и вряд ли когда-то исчезнет.
- Но ведь такое безумие перед Новым годом было не всегда?
- Разумеется, сейчас рыночная экономика, и мы уже не просто по собственной инициативе что-то покупаем к празднику, нам многое навязывают. Торговые центры, производители, Интернет-магазины, - все стремятся заработать на празднике и усилить спрос. Происходит сильное стимулирование потребителей, чтобы именно в определенный магазин, торговый центр зашло как можно больше покупателей и приобрели их товары. Часто реклама настолько навязчивая, что люди совершают покупки необдуманно, «на автомате».
Такой ажиотаж - это веяние последних лет, результат взращивания потребительского общества. В советские годы подобного предновогоднего безумия не было, хоть и было принято также накрывать богатый праздничный стол. Безусловно, тогда и не было такого количества товара, выбора, но и психология покупателей была другая. Если говорить о 90-х годах, то в это время традиция «скупить все» начала зарождаться, но периоды дефицита, экономических сложностей не позволили «захватить» покупателя. Последние десять лет потребительский спрос культивируется очень сильно, и люди на него ведутся.
- Выгода продавцов очевидна, а насколько выигрывают от таких покупок потребители?
- Покупатели выигрывают в меньшей степени. Нам не всегда нужно то, что мы купим. Мы идем на поводу у рекламы, верим в акции, распродажи и кладем в корзину порой то, что на самом деле нам и не нужно. К тому же не все продавцы бывают с нами честны. Нередко распродажи и акции - не более чем рекламный ход, а стоимость товара даже выше обычного, либо скидка незначительна. Соответственно покупатели в этот период всегда тратят больше денег.
Выгоду в этом обилии предложений найдет тот, кто готовился к предновогоднему ажиотажу, изучил цены. Товары по акции, с реальными скидками, тоже есть. Но пока ситуация такова, что больше выигрывают продавцы и производители, которые стремятся сбыть свой товар по максимуму, нежели покупатели.
- Как определить, реальная скидка или это обман?
- Тут покупателю придется потрудиться. Нужно «мониторить» цены до распродажи. Недели за две присмотреть желаемый товар и наблюдать за тем, как будет меняться его стоимость. Так действительно можно понять: выгодна будет покупка или нет, ведь часто цена в день распродажи становится выше, чем была.
Согласно статистике, 14% товаров в дни распродаж на самом деле продают совсем не по обещанной низкой цене, по факту этот процент еще выше, особенно в нашей стране. В Америке, родоначальнице той же Черной пятницы, такие игры с покупателями не прокатят. Для них это событие национального масштаба и скидки действительно могут достигать 90%. Люди этого ждут, совершают покупки и, если окажется, что цена не соответствует заявленной скидке, подадут в суд и выиграют.
В наших магазинах подвоха много, и это не только те прецеденты, когда поверх старого ценника заклеили новый с более высокой стоимостью, но и случаи, когда хороший товар на момент акций просто убирают с прилавков, пытаются сбыть залежалые.
Заметить обман можно, если только следить за ценами. В противном случае нужно быть готовыми к тому, что вас немножко обманут.
«Звездный час»
- Почему продавцы именно перед Новым годом готовы скидывать цену?
- Для них важен не только показатель прибыли, но и объема продаж. Сейчас на рынке очень много однообразных товаров, однотипных магазинов, продавцам надо как-то переманить покупателя к себе, вот придумывают различные ухищрения, не только скидывают цену, но и дарят подарки, обещают дополнительные бесплатные услуги. Важна и атмосфера. Если в одном магазине нам обещают сюрприз и море положительных эмоций, то мы пойдем туда, нежели в соседний, с таким же ассортиментом. Закон экономики таков: чем больше покупателей, тем больше продаж и, соответственно, прибыли.
Предновогодний период - это самое лучшее время для продавцов. Ведь такого праздника, когда покупают подарки всем и все, в году больше нет. Гендерные 23 Февраля и 8 Марта хоть и популярны, но дают половину продаж, потому что мужчины покупают женщинам, и наоборот. Другие праздники так масштабно не отмечают. Поэтому продавцы понимают, что второй такой возможности столько заработать у них в этом году больше не будет и пользуются всеми возможными методами маркетинга, экономики, чтобы сделать максимальную прибыль.
- В каких сферах больше всего зарабатывают на Новом году, а кто остается в стороне от праздника жизни?
- На первом месте продуктовые магазины. Стол всегда накрывают богато и стараются купить хорошие продукты. К тому же закупаются продуктами сразу на несколько дней вперед, ведь праздники длинные, поэтому продуктовые никогда не остаются без прибыли. На втором - по статистике парфюмерные магазины. Замыкают тройку лидеров магазины бытовой техники, электроники. Но в них не столько подарки покупают, сколько для себя технику.
Во многих организациях декабрьскую зарплату дают в конце месяца, и у людей образуется некая сумма денег, которую они хотят потратить на то, что давно планировали: телевизор, стиральная машина, посудомоечная машина. А в период скидок и акций вкупе с предновогодним настроением, самое время совершить планируемую покупку.
В плюсе в этот период и отрасль развлечений. Кафе, бары, ночные клубы, детские развлекательные центры - у всех рост прибыли. Звездный час и у работников сферы красоты.
В стороне остаются продавцы специфичных товаров, к примеру, вряд ли все побегут покупать зимой кондиционер, пусть и со скидкой. Как бы ни старались, не получается создать ажиотаж у продавцов мебельных магазинов. Не будут покупать как мандарины и такие крупные товары, как машины.
- Правда ли, что реальные скидки на ту же самую бытовую технику бывают в январе?
- Да, в случае с бытовой техникой, электроникой есть смысл приберечь деньги до января. Продавцам хочется сбыть «прошлогоднюю» технику, ведь она сейчас устаревает очень быстро, и надо закупать новую. В этот период скидки на бытовую технику и электронику как раз бывают реальные. К тому же в январе предновогодний ажиотаж уже спадает, но идут каникулы, когда многие развлекаются в торговых центрах и на волне праздничного настроения готовы тратить деньги.
- Есть ли особенности российского предновогоднего ажиотажа по сравнению с европейским?
- Да, европейский он все же предрождественский, они Новый год не празднуют так, как мы. Пик покупок у нас приходится на последнюю неделю декабря. Люди в приподнятом настроении, а в таком состоянии покупки всегда совершаются легче, легче достаются деньги из кошелька.
В остальном больших отличий нет, в том числе и потому что в нашей стране много мировых торговых сетей, наполнение, оформление, стандарты работы которых не отличаются от мировых. Да, они работают с поправкой на наш менталитет, но основные принципы сохраняются. Весь мир уже стал большой единой торговой сетью. На крупные торговые центры, магазины равняются и мелкие, которые тоже хотят быть «как взрослые» и устраивают также распродажи, проводят акции, делают подарки.
В ожидании
- Меняется ли как-то психология потребления? Пенсионеры жили в эпоху дефицита и привыкли делать запасы, а молодежь что имеет, то и тратит?
- Психология потребления меняется очень сильно и не только в сравнении с разными поколениями, но и с возрастом каждого человека. Сейчас пик потребления всего и про запас проходит. Люди понимают, что не надо тратить деньги на все подряд, не нужны пятые сапоги, вторая шуба, приходит понимание того, что удовольствие приносят не только товары, но и эмоции. Поэтому все чаще люди начали покупать эмоции: путешествия, развлечения. Конечно, молодежь не понимает покупок впрок, не может понять, как может не быть гречки и соли. Старшее поколение тоже от этого постепенно отходит, но пока в них все же есть привычка покупать «про запас», и на них как раз рассчитаны акции типа «купи два - третий в подарок».
Что касается культуры потребления, то она меняется в лучшую сторону, мы становимся более требовательными, избирательными, разбираемся в качестве товара, и торговые сети, центры вынуждены подстраиваться под покупателей.
- А как меняется предновогодний чек? Ведь в целом все чаще говорят о том, что жить становится тяжелее, при этом по последним данным в этом году россияне готовы потратить на празднование Нового года 30 тысяч рублей.
- В разных регионах экономическая ситуация разная, где-то более стабильная, где-то менее. К тому же растут и цены. Поэтому, если несколько лет назад достаточно было 20 тысяч, то сейчас 30 тысяч - средняя сумма, которая позволяет и стол накрыть, и сделать небольшие подарки.
В этом году покупательская способность все же немного снизится, потому что многие в ожидании того, что будет в 2019 году. Повышение цен, налогов, которые нам обещают с нового года, вводит большинство людей в волнение, и многие предпочитают попридержать деньги, а не потратить все на праздник. Многие «замерли» в ожидании, поэтому тратить будут те, у кого хороший заработок, все стабильно на работе и есть уверенность в завтрашнем дне.