В тюменских школах будут укреплять здоровье учащихся. Проект «Здоровая школа – здоровое общество» призван интегрировать в школьную среду здоровьесбережение.
Опыт других регионов, внедривших подобные технологии, демонстрирует положительные результаты: снижение заболеваемости глаз и опорно-двигательного аппарата, улучшение концентрации внимания и саморегуляции, а также увеличение роста детей.
Распространение идей Базарного
В России существует активно действующее сообщество, популяризирующее разработки профессора, доктора медицинских наук, заслуженного работника общего образования РФ Владимира Базарного. Его методики, направленные на сохранение здоровья школьников, внедряются при поддержке предпринимателей и губернаторов почти в двух десятках российских регионов. Однако в Тюменской области до недавнего времени отсутствовал комплексный подход – лишь некоторые школы эпизодически применяли отдельные элементы.
Общественники намерены активно внедрять технологии Базарного во все школы региона.
«Основа методики – устранение противоречий между физиологией ребенка и традиционной системой обучения, – рассказал изданию «Тюменская область сегодня» член комиссии по здравоохранению и социальной реабилитации Общественной палаты региона, кандидат технических наук Сергей Пульников. – Каждый школьник во время обучения и воспитания должен и стоять, и сидеть, и двигаться, в том числе, и во время обучения».
Инициаторы предлагают использование динамических парт-конторок, позволяющих детям менять положение тела каждые 10-15 минут. Для стимуляции нервных окончаний планируется использование сенсорных стимуляторов – массажных ковриков, мячей и сосновых шишек. Кроме того, будут использовать вестибулярные и визуальные тренажеры, размещенные на стенах и потолке, для тренировки зрения.
Для учеников младших классов на стенах следует размещать специальные панно. А одним из самых интересных элементов методики является каллиграфия пером с использованием чернил.
В дальнейшем планируется внедрение раздельного обучения для мальчиков и девочек, с учетом физиологических различий. Совместные занятия предусматриваются во время перемен, командных практик и спортивных мероприятий.
Акустические решения
Помимо вышеуказанного планируется использование в школах акустических систем, генерирующих «живой звук», который воздействует на клеточном уровне и способствует восстановлению здоровья через звук. Внедрение этой инновации началось только в этом году, отметил Сергей Пульников.
«Чтобы внедрить эти технологии, недостаточно оснастить один класс — требуется включить программу в стратегию развития муниципалитетов, подготовить учителей и управленцев, обновить материальную базу, при этом, стоимость решений ниже, чем у стандартного оборудования», – подчеркнул Сергей Пульников.
Подготовка пилотной школы
Для системной реализации программы в Общественной палате Тюменской области создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли медики, педагоги, проектировщики и специалисты Роспотребнадзора.
В настоящее время инициаторы проводят информационную работу с руководителями муниципалитетов и директорами школ, занимаются разработкой проекта «пилотной» школы, где будут интегрированы здоровьесберегающие технологии. Ведется отбор школ, готовых к переоборудованию и обучению персонала.
По словам представителя комиссии по вопросам здравоохранения и социальной адаптации Общественной палаты, испытания этой системы в Советском Союзе в 80-е годы и в современных «пилотных» школах показали уменьшение числа заболеваний глаз и костно-мышечной системы, повышение уровня сосредоточенности и саморегуляции, а также увеличение роста детей в среднем на 15 сантиметров в сравнении с ровесниками.
«Без системного подхода даже лучшие технологии остаются точечными, – сделал вывод руководитель рабочей группы Общественной палаты Сергей Пульников. – Наша цель — сделать здоровьесбережение нормой для всех школ области».
В Тюмени общественные деятели начали работу над созданием всесторонних подходов к интеграции здоровьесберегающих методик на ранних стадиях проектирования. В тюменском микрорайоне ДОК в процессе разработки находится проект школы, в которой планируется применение этих технологий.