Ученье – свет. И этот свет дарит незрячим детям особый педагог. Анна Фадеева из Тюмени не понаслышке знает, что значит жить в темноте. 18 лет назад она сама потеряла зрение. Подробнее в материале tmn.aif.ru
Лучше с детства
Анна Фадеева потеряла зрение, но не любовь к жизни. После болезни женщина решила, что будет не просто адаптироваться к новой реальности, но и помогать другим.
Воплотить идею в жизнь помогли курсы тифлопедагога и дистанционное обучение на нейродефектолога в Московском институте психоанализа .
«Мое специальное образование было связано с медициной. Также я, будучи еще зрячей, закончила биологический факультет ТюмГУ с возможностью преподавать. Работала ацетологом в онкодиспансере и научным сотрудником в институте Северного Зауралья, но никогда не думала, что судьба приведет меня в эту сферу. Хоть в семье есть педагоги, такой необычный, как я, только один», – отмечает женщина.
Беспокойство, связанное со зрением, у Анны Владимировны стало появляться еще в 30 лет, но она тогда не придала этому особого значения, хотя медики предупреждали.
«У меня начались проблемы с одним глазом на фоне стресса. Обратилась к врачу, он сказал, что глаз – парный орган: воспаление с одного может пойти на второй. Но я пропустила это мимо ушей. Вскоре пошло воспаление на второй глаз, произошла отслойка сетчатки. Понизилось внутриглазное давление. Спустя 3 года я полностью лишилась зрения», – говорит тюменка.
До сих пор точный диагноз не определен. Все, что осталось у женщины от былого зрения – светоощущение. Она может видеть свет фар, ламп в подъезде, различает время суток. Для Анны Фадеевой это уже большая радость.
Незрячих детей все больше
Новость о необычном педагоге быстро разлетелась среди родителей особых детей.
«Нередко мамы и папы водят ребят к частным дефектологам. Занятия у них практически такие же, как и у меня, но за деньги. Я же работаю бесплатно», – делится Анна Владимировна.
Задача Анны Владимировны не просто научить детей писать и читать по Брайлю, разработать сенсорные каналы, но и дать азы ориентировки в пространстве, практические знания в быту – самостоятельно одеться, разогреть или приготовить еду и т. д.
Есть у нее и собственные разработки: азбука в стихах для изучения алфавита Брайля, проект «Театр на столе», герои которого связаны вручную. Ребенок на ощупь знакомится, например, со сказкой «Репка», учится узнавать героев. В отличие от педагогов спецсадов и школ Анна Владимировна может совмещать различные методики, обеспечивая индивидуальный подход к каждому ученику. Есть у нее и опыт дистанционного обучения.
По словам Анны Владимировны, в последние годы слепых детей становится больше. 80 % учеников, которые к ней приходят, имеют диагноз «Ретинопатия недоношенных», когда из-за слабых сосудов происходит отслойка сетчатки. Остальные 20 % потеряли зрение в результате каких-то заболеваний или травм, а также по невыясненным причинам.
«К примеру, на занятия приходит девочка, которая попала в аварию в 5 месяцев и ослепла. Есть и трехлетняя София, которая внезапно перестала видеть. Причину врачи до сих пор не могут определить», – говорит Анна Владимировна.
Самое страшное – гиперопека
Самое сложное в работе для педагога – гиперопека со стороны родственников ее учеников.
«Прорабатываешь с ребенком определенный навык, но понимаешь, что дома он не будет это практиковать, потому что близкие жалея его, делают все сами. С одной стороны, их можно понять, с другой, жаль времени и потраченных усилий», – признается педагог.
По словам специалиста, родителям особых детей тоже нужна помощь, ведь для них слепота ребенка – огромный стресс.
«Я знаю, что нужна этим детям, это моя миссия учить их. Мне приятно, когда обо мне не забывают и навещают мои первые незрячие ученики», – с улыбкой произносит педагог.
Анна Владимировна не только учит, но и учится сама у своих воспитанников. Они помогают ей быть терпеливее, добрее и с оптимизмом смотреть в будущее.
«Недавно ко мне на занятия пришли две незрячие девочки, вспоминали сказку «Цветик-семицветик». Я спросила у них, чтобы они загадали, будь у них такой цветок: первая девочка ответила, что загадала бы здоровье своим брату и сестренке, которые простыли. А вторая сказала: я хочу, чтобы я видела и вы видели», – говорит тюменка.
Анна Владимировна мечтает, чтобы в Тюмени появилась школа для слепых детей с хорошими специалистами, чтобы ее дело продолжили неравнодушные профессионалы. Также она увлекается литературой, пишет стихи о своей работе и ведет дневник тифлопедагога. Возможно, когда-нибудь о ней узнают не только как о талантливом незрячем учителе, но и писателе.