Ученик «Физико-математической школы» Тюменской области Александр Банков научился «управлять» бактериями. Его метод параллельного расположения бактерий на подложке скоро будет запатентован.
С помощью наноэдьюктора, специального мощного зондового сканирующего микроскопа, ученики ФМШ учатся работать с технологиями будущего уже сегодня. Одной из разработок, которая может привести к важным открытиям в биоинженерии и нанооптике, стало изобретение восьмиклассника Александра Банкова.
Юноша научился выстраивать бактерии длинными рядами параллельно друг другу, при этом легко определить морфологический тип клетки, ее высоту, диаметр и другие внешние признаки.
- Линейно располагать микрообъекты и нанообъекты очень важно: например, если клеточные стенки бактерий будут содержать ионы металлов, то сплошная линия из клеток – это, условно, уже почти готовая электрическая цепь. Также осаждение бактерий параллельными рядами, без перекрывания, облегчает анализ штамма: мы можем точно рассчитать размеры клеток, их диаметр. С помощью метода Саши можно, например, достоверно понять, влияет ли антибиотик на морфотип бактерии, на скорость роста клетки, - рассказал преподаватель физико-математической школы Денис Трушников.
В будущем открытие тюменского школьника может иметь огромное значение для мировой науки. Умение «управлять» бактериями - только первый шаг, впереди «дрессировка» настоящих наночастиц. Как это открытие будет применяться в разных сферах - вопрос будущего. Как подчеркнул Денис Трушников, не исключено, что благодаря методу параллельного расположения нанообъектов можно лучше изучить вирионы (вирусные частицы, находящиеся вне живой клетки), узнать больше о поведении нанокристаллов и нанокристаллических структур, а также научиться ими управлять.