Примерное время чтения: 9 минут
546

«Я против репетиторов». Учитель математики – о ЕГЭ и секретах успеваемости

личный архив

Новый учебный год только начался, но одиннадцатиклассники уже готовятся к предстоящему ЕГЭ. Чтобы сдать экзамен на хороший балл, необходимо приложить много усилий, а максимальный результат требует еще больше сил и времени, как со стороны детей, так и учителей.

В этом году в Тюменской области 91 выпускник получил 100 балльный результат на ЕГЭ. 14 из них – выпускники Тюменской Физико-математической школы и учительницы математики Ирины Никогосовой. Какой путь нужно пройти, чтобы сдать на все сто один из самых сложных предметов, узнал корреспондент tmn.aif.ru.

Никакой зубрежки

Екатерина Пинчук, tmn.aif.ru: Ирина Михайловна, сколько лет вы уже работаете в сфере образования и думали ли когда-нибудь о другой работе?

Ирина Никогосова: В этой сфере я работаю почти 30 лет. Мы когда-то снимали квартиру возле 63-й школы и окна выходили на учебное заведение. Там я и стала трудиться. Помню, как в первый раз пришла в школу, я была очень счастлива. Первые годы все летние каникулы я приходила на работу несмотря на то, что уроков не было. Когда дома спрашивали, куда я иду, отвечала, что хочу подышать школьным воздухом. У меня никогда не было мыслей поменять профессию, даже перейти из школы в школу особого желания не было. Я считаю, что дети есть дети в любом учреждении, и добросовестно учить надо всех. Но так сложились обстоятельства, что в 2017 году я попала в ФМШ.

Поговорим о ЕГЭ. Насколько вообще сложно готовить детей к единому госэкзамену?

– Мне сама формулировка «подготовка к ЕГЭ» непонятна. Это же касается ВПР и других проверочных работ. Я объясняю детям, что мы просто будем учить математику. Если ребенок знает предмет, он сдаст экзамен. Сейчас над ЕГЭ работает профессиональная команда, которая составляет тесты. Если волею случая что-то изменится, поменяется команда и появятся новые задания, мне нужно, чтобы ребенок был психологически к этому готов и смог все спокойно решить.

Первый раз мои ребята сдавали ЕГЭ в 2003 году. Сейчас есть какие-то образцы, прошлогодние тесты, примеры, а тогда никто не знал, что это будет и как. В итоге все сдали прекрасно, максимальный балл моих детей в тот год был 91. Если ты знаешь методы, приемы, решения задач, ты справишься. Главное – знать предмет как таковой.

Многое ведь еще зависит от преподавателя, некоторые делят детей на «отличников», «хорошистов» и «троечников». Возможно, это оказывает влияние?

 Мне кажется, цель преподавателя математики – привить детям любовь к предмету, потому что невозможно заставить ребенка что-то делать. Он должен сам желать и решать. Вы говорите троечник. Что значит троечник? Так не бывает. Мы же не сравниваем и не делим детей. Сравнить он может только результаты себя прошлого и настоящего. Вчера ты решил две задачи, а сегодня сделал три, значит, ты большой молодец.

У нас в этой школе очень специфичная система, есть сложные марафоны. Многие дети, когда берут первые задания и не могут решить, потом не хотят идти дальше. Я говорю, это же замечательно, что ты не решил ни одну задачу. Да, сложно, но ты подумай, не хватайся за все. Даже если ты сделал половину задачки, это уже успех. Все дети разные, у всех свой багаж знаний.

У вас есть какая-нибудь особенная методика подготовки?

– Конечно есть. Я даю диагностические работы, по результатам составляю таблицы. Так я могу отслеживать слабые места. Например, ребенок не умеет решать задачи, содержащие графики, у него пробел по этой теме. Мы можем проработать это на консультации, либо порешать задачи разного типа и уровня сложности в рамках этой темы. Также я подбираю специальные задания, чтобы ученик мог ориентироваться в этой теме. У меня есть опасения, что дети будут нацелены на одни задания, а на ЕГЭ увидят другие. Поэтому натасканность совершенно не нужна.

За письменный экзамен

Вы видите альтернативу ЕГЭ?

– Меня расстраивает, что ЕГЭ – письменный экзамен, потому что некоторым деткам, например, олимпиадникам бывает сложно. Дети могут ошибиться в элементарных вещах, они не сумеют красиво выверенно написать решение, потому что оно для них очевидно. А проверяющие не будут разбираться, где ребенок все понял без решения, а где нет. В этом году у меня мальчик совершенно случайно вместо двойки в формуле написал 1/2 и потерял один балл. Он получил не 100, а 99 баллов.

Насколько все-таки ЕГЭ оправдан? Можно ли оценивать знания другим способом, или на данный момент это самый оптимальный вариант?

– Ну, наверное, на данный момент это оптимально, потому что есть дети заинтересованные. Сейчас очень много интернет-ресурсов, онлайн-тестов, курсов. Есть самородки, которые все изучают сами и получают хорошие результаты. Для них это возможность поступить в престижные вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Но я за устный экзамен. Потому что, когда ты смотришь ребенку в глаза, а он в твои, ты можешь задать ему два-три вопросы и уже понять, насколько глубоко он знает предмет. Тут сложная ситуация. Я не за ЕГЭ и не за его отмену. Я не знаю, что сейчас можно предложить, если его отменить, какую альтернативу.

С кем сложнее работать: с детьми помладше или постарше?

– С маленькими, наверное, сложнее. У меня в этом году новый пятый класс, я за неделю это почувствовала. У старших уже все как-то более систематизировано, они с первого раза слышат и понимают. Маленьких еще надо заинтересовать и увлечь. Приучить к дисциплине, чтобы они не растерялись, когда у них не получается, чтобы стремились решать сложные задачи, а не искали легких путей. Я провела в пятом классе устный счет, нужно было решить примеры за определенное время. Естественно, все справились по-разному, но одна девочка пропустила все более сложные примеры и перешла сразу к легким. Поэтому нужно прививать вкус к сложным задачам, чтобы дети их прочувствовали и стремились решить.

Все дети разные

Как можно найти к детям подход?

– Это очень-очень важная и трудная задача для учителя, потому что адаптация – это самое главное. У нас все дети пришли из разных школ, каждый был в своей звездочкой, почти все отличники. А здесь они попали в среду таких же «звезд», и кто-то оказался слабее. Тут сложно и детям и родителям. Поэтому сейчас моя главная задача их адаптировать. Объяснить, что мы не гонимся за сиюминутным результатом. Нам не важно, будем мы отличниками или нет. Важно научиться решать задачи красиво и понимать предмет в целом.

А если вы видите, что ребенок, например, не заинтересован в предмете, как с этим работать?

– Нужно покопаться в причинах и понять, что не так. Ему неинтересно, потому что он не может долго концентрировать внимание? Не получилась задача, все, он к ней больше не вернется? Потому что дискомфортно, или он просто в силу своих особенностей не может «взять» материал? Но я не припомню детей, которые совсем были не заинтересованы в математике. У нас всегда в классе царит рабочая атмосфера. На уроках я разрешаю немного пошуметь, или помочь другому. Например, у меня ребенок говорит, что справился с третьей задачей. А другой над ней бьется уже какое-то время. Он может тихонечко подойти к однокласснику и спросить, где у него ошибка.

Ребенок должен думать сам

Сейчас многие нанимают репетиторов. Как вы думаете, хорошо это или плохо?

– Я категорически против репетиторов. И всегда родителям говорю, если вы хотите загубить своего ребенка, берите ему репетитора. Начнем с того, что репетитор репетитору рознь. Кто-то на ту базу, которая есть у ребенка, допустим, добавляет решения сложных задач, которые в силу специфики класса преподаватель не может дать на уроке.

Вот, например, весь класс в одном режиме работает, один-два ребенка одаренных, и учитель не успевает их нагружать. А ребенку не хватает школьного, ему надо больше. Если в копилку кладут новые знания – это хорошо. Но часто родители берут репетиторов, которые просто выполняют с ребенком домашнюю работу, дополняя то, что он не услышал в классе. Но зачем ему слушать, если знает, что индивидуально ему это все расскажут? Сейчас в начальной школе у каждого уже два репетитора, по русскому и математике. А когда ребенок начнет своими мозгами догонять задачи и материал? Это как заглянуть в готовое решение. Важен не ответ, а тот первый толчок при решении, например, задачи, чтобы он начал думать самостоятельно.

Репетитор - не панацея. Родители думают, что они наняли человека, и все, проблемы у ребенка все сошли на нет. Это не так, если он не привык трудиться или не может в силу каких-то особенностей.

Должны ли родители помогать детям с домашним заданием?

– Я не приветствую помощь родителей в решении домашних заданий. Всегда на первом собрании говорю, что вы, уважаемые родители, уже отучились, не надо второй раз садиться за парту, не надо учиться с детьми. Вы работаете, а научить детей – это моя задача. Пусть каждый делает свое дело. Иногда родитель не знает специфики. Однажды в пятом классе ребенок принес задачу с решением через систему с тремя неизвестными, говорит, что сам сделал, но объяснить, конечно, не может.

Я стараюсь не загружать родителей. Вот вы представляете, после трудового рабочего дня, если человек врач, например, сделал сколько-то операций, пришел домой, ему надо отдохнуть, а тут ребенок с просьбой помочь решить сложную задачу. Ну не справился и не справился. Приходи ко мне, скажи, вот, Ирина Михайловна, помогите.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах